Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Барабановой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2016 года апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области на решение Луховицкого районного суда Московской области от 5 октября 2015 года по делу по иску П. к ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца, третьего лица,
Установила:
П. обратилась в суд с иском к ГУ- УПФР N 37 по г.Москве и Московской области, которым просила обязать принять к зачету в специальный трудовой стаж периоды работы в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи в Луховицкой ЦРБ с 01.02.1994 г. по 03.03.1999 г. и с 06.04.1999 г. по 31.10.1999 г. - как 1 год за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.03.1999 г. по 05.04.1999 г. - как 1 год за 1 год и 3 месяца; с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г. с 25.05.2009 г. по 20.06.2009 г. с 16.05.2014 г. по 20.06.2014 г. - календарно.
Требования мотивированы тем, что 14.04.2015 г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии по назначению пенсий от 15.05.2015 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, лицам, осуществляющим медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж были засчитаны периоды работы в общей сложности 28 лет 03 месяца 04 дня. Период работы в Луховицкой ЦРБ в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи засчитан в календарном исчислении. В зачете указанного периода как год за 1 год и 3 месяца отказано, так как документально не подтверждено, что работа осуществлялась в сельской местности. Кроме этого, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Луховицкого районного суда Московской области от 05.10.2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене судебного постановления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в интересах законности в соответствие с положениями ст. 327.1 ч. 2 ГПК РФ проверила решение суда в полном объеме, и приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 14.04.2015 г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по назначению пенсий от 15.05.2015 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 30 лет, лицам, осуществляющим медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения. При этом в специальный стаж были засчитаны периоды работы общей продолжительностью 28 лет 03 месяца 04 дня. Период работы в Луховицкой ЦРБ в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи засчитан в календарном исчислении. В зачете указанного периода как год за 1 год и 3 месяца было отказано, так как документально не подтверждено, что работа осуществлялась в сельской местности. Кроме этого, в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд первой инстанции, проанализировав трудовую книжку, приказ N 21 от 12.01.2015 г,. согласно которому медицинском персоналу СМИ, медицинскому персоналу подразделении оказывающему медицинскую помощь на селе предусмотрена надбавка от должностного оклада, установив факт получения истцом такой надбавки за работу в сельской местности, пришел к выводу о том, что периоды работы П. в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи в Луховицкой ЦРБ с 01.02.1994 г. по 03.03.1999 г.; с 06.04.1999 г. по 31.10.1999г. подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца).
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно пункта 6 Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Представленные в дело доказательства достоверно не свидетельствуют о том, что бригада отделения скорой медицинской помощи Луховицкой ЦРБ постоянно дислоцировалась в сельской местности.
Кроме того, согласно акту документальной проверки от 28.04.2015 г., доплата к заработной плате производилась истице в зависимости от часов выезда по дополнительному табелю учета рабочего времени.
При таких данных правовых оснований для возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж истицы периоды работы с 01.02.1994 г. по 03.03.1999 г.; с 06.04.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи в Луховицкой ЦРБ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца, у суда первой инстанции не имелось.
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ (ст. 112 КЗоТ РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации является периодом продолжения работы с сохранением средней заработной платы. В соответствии со ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением места работы и средней заработной платы.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время которой работник направляется на курсы, исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г.; с 25.05.2009 г. по 20.06.2009 г.; с 16.05.2014 г. по 20.06.2014 г. - календарно.
При этом коллегия приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 04.03.1999 г. по 05.04.1999 г. также подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионным органом в подсчет специального стажа истца периодов и периодов, включенных по решению суда в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения страховой пенсии, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях", коллегия не находит оснований для возложении обязанности на ответчика назначить пенсию с 14.04.2015 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Луховицкого районного суда Московской области от 5 октября 2015 года в части обязания ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж П. периоды работы с 01.02.1994 г. по 03.03.1999 г.; с 06.04.1999 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи в Луховицкой ЦРБ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.03.1999 г. по 05.04.1999 г. в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца); назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 14.04.2015 г. - отменить.
Постановить в отменной части новое решение.
Обязать ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж П. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.03.1999 г. по 05.04.1999 г. календарно.
В удовлетворении требований П. об обязании ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды работы с 01.02.1994 г. по 03.03.1999 г. и 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры инфекционной бригады отделения скорой медицинской помощи в Луховицкой ЦРБ; периоды нахождения на курсах повышения с 04.03.1999 г. по 05.04.1999 г. в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца); назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 14.04.2015 г. - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ N 37 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.