Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шмелева А.Л.,
судей Колесник Н.А., Галановой С.Б.
при секретаре Агатове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 21 декабря 2015 года апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия городского округа Электросталь Московской области "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства"
на решение Электростальского городского суда Московской области от 22 октября 2015 года по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области к Муниципальному унитарному предприятию городского округа Электросталь Московской области "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" о признании противоправными действия по поставке коммунальных ресурсов (горячей воды) ненадлежащего качества потребителям, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителя Муниципального унитарного предприятия городского округа Электросталь Московской области "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" - Филиппенко Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области предъявлен иск к Муниципальному унитарному предприятию городского округа Электиросталь МО "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" о признании противоправными действия по поставке коммунальных ресурсов (горячей воды) ненадлежащего качества потребителям. Требования мотивированы тем, что Постановлением Главы муниципального образования городского округа Электросталь Московской области N 490/6 от 28 июля 2008 года "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "ПТПГХ" эксплуатация котельной "Южная" осуществляется МУП "ПТПГХ" города Электросталь. МУП "ПТПГХ" является юридическим лицом - поставщиком коммунальных услуг, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. МУП "ПТПГХ" поставляет населению горячую воду от котельной "Южная" не соответствующую обязательным требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода ... ", что подтверждается данными лабораторных исследований, проведенных в рамках административных расследований. С учетом уточненных исковых требований истец просил суд признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП "ПТПГХ" городского округа Электросталь, выразившиеся в поставке коммунальных ресурсов (горячей воды) ненадлежащего качества, населению города Электросталь Московской области, с 06 апреля 2015 года по 15 июня 2015 года и обязать ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда довести его до сведения потребителей через городскую газету "Новости недели" (согласно ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Представители МУП "ПТП ГХ" городского округа Электросталь иск не признали, настаивая на том, что ответчик не является поставщиком коммунальных услуг и его вины в поставке населению воды ненадлежащего качества нет.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 22 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Муниципальное унитарное предприятие городского округа Электросталь МО "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" в апелляционной жалобе просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре Федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - его территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" "государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322 утверждено Положение "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июня 2012 года N 642 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
В соответствии со ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Вступившее в законную силу судебное решение по иску о защите прав неопределенного круга потребителей имеет обязательное значение для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца (изготовителя, исполнителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с р. 5 п. 33 "а" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Приложением "данные изъяты" к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определены требования к качеству горячего водоснабжения - обеспечение соответствия температуры горячей в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09); постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Главы муниципального образования городского округа Электросталь Московской области N 490/6 от 28 июля 2008 года "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "ПТПГХ"" эксплуатация котельной "Южная" осуществляется МУП "ПТПГХ" города Электросталь.
На основании запроса начальника территориального отдела Управления Роспортребнадзора МУП "ПТП ГХ" была предоставлена информация о жилых и нежилых зданиях в городе Электросталь, получающих горячую воду и отопление из системы открытого водозабора от котельной "Южная".
Согласно п. 31 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно вышеуказанных правил Приложение 1 Требования к качеству коммунальных услуг п. 2 предусматривает постоянное соответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества).
С марта 2015 года поступали многочисленные обращения граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах и получающих горячую воду в системе открытого водоразбора от котельной "Южная" МУП "ПТП ГХ" на качество поставляемой горячей воды.
На основании поступивших в территориальный отдел обращений граждан, в том числе, проживающих по адресам: "данные изъяты"; "данные изъяты" от 25 марта 2015 года N 271-0/У, от 26 марта 2015 года N 273-0 на неудовлетворительное качество горячей воды территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в отношении МУП "ПТПГХ" городского округа Электросталь" определением N 24-09-Э от 01 апреля 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В результате проверки было установлено, что МУП "ПТП ГХ" городского округа Электросталь поставляет населению горячую воду от котельной "Южная" не соответствующую обязательным требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества).
Неудовлетворительное качество горячей воды доказано лабораторными исследованиями, проведенными Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Московской области" в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь (далее ФФБУЗ "ЦГЭМО" в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь), имеющий аттестат аккредитации испытательной лаборатории N РОСС RU.0001.21 СГ 85 от 26 февраля 2014 года, действующий до 26 февраля 2019 года, выдан Федеральной службой аккредитации.
Согласно экспертному заключению N 143-091 от 14 апреля 2015 года ФФБУЗ "ЦГЭМО" в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка Электросталь качество горячей воды от котельной "Южная" перед подачей в разводящую сеть по адресу: "данные изъяты" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества) по мутности, цветности и содержанию железа.
Согласно протоколов лабораторных исследований NN 1782/091- 1785/091 от 13 апреля 2015 года ФФБУЗ "ЦГЭМО" в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка Электросталь усматривается, что качество горячей воды в распределительной сети в зоне ответственности МУП "ПТПГХ" (ввод в дом) не соответствует нормативным требованиям в следующих точках:
- по адресу "данные изъяты" по мутности более 4,64 мг/л при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л (превышение в 3 раза) и допустимом уровне 2,0 мг/л; цветности 30,0 мг/л при гигиеническом нормативе и допустимом до 20,0 мг/л (превышение в 1,5 раза); содержанию железа 2,2 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 7 раз) и допустимом уровне 1,0 мг/л.;
- по адресу "данные изъяты", город "данные изъяты" Южный, л. 11, "данные изъяты" по мутности более 3,3 мг/л при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л (превышение в 2,3 раза) и допустимом уровне 2,0 мг/л, цветности 25,0 мг/л при допустимом до 20,0 мг/л (превышение в 1,2 раза); содержанию железа 1,4 мг/л при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 4,1 раз) и допустимом уровне 1,0 мг/л.
По результатам проведенного административного расследования территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Реутов, Черноголовка, Электросталь МУП "ПТПГХ" городского округа Электросталь выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от 16 апреля 2015 года N 09-01-16 со сроком исполнения - 15 мая 2015 года, где было предписано довести качество горячей воды, подаваемой потребителям до нормативных требований.
Также в отношении МУП "ПТПГХ" городского округа Электросталь было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 23 апреля 2015 N 413/09 и назначено наказание в виде административного штрафа на сумму 20000,00 руб.
Согласно экспертному заключению ФФБУЗ "ЦГЭМО" в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка Электросталь "данные изъяты" от 19 июня 2015 года и протоколов "данные изъяты" от 19 июня 2015 года, "данные изъяты" от 17 июня 2015 года, 3725/091 от 17 июня 2015 года качество горячей воды в распределительной сети в зоне ответственности МУП "ПТП ГХ" на вводе в дома по адресам: "данные изъяты" по мутности и содержанию железа не доведено до нормативных уровней и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", и составляет:
- "данные изъяты", по мутности 2,4 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л (превышение в 1,6 раза) и допустимом уровне 2,0 мг/дм2; по содержанию железа 1,6 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 5 раз) и допустимом уровне 1,0 мг/дм3;
- "данные изъяты" по мутности 4,64 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л (превышение в 3 раза) и допустимом уровне 2,0 мг/дм2; по содержанию железа 6,5 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 21 раз) и допустимом уровне 1,0 мг/дм3;
- "данные изъяты" по содержанию железа 1,06 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/л (превышение в 3,1 раз) и допустимом уровне 1,0 мг/дм3. Качество воды не приведено в соответствие с нормативными требованиями.
Предписание от 16 апреля 2015 ода и постановление от 23 апреля 2015 года получено представителями МУП "ПТП ГХ" городского округа Электросталь не обжалованы.
Из ответа МУП "ПТП ГХ" в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора от 18 мая 2015 года N 2/465 следует, что МУП "ПТП ГХ" был разработан Перечень мероприятий по улучшению качества горячей воды в системе открытого водоразбора от котельной "Южная", однако, в ходе контроля исполнения предписания на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки N 9-01-49 от 25 мая 2015 года, установлен факт неустранения в установленные сроки и в полном объеме нарушений санитарных правил и доведения качества горячей воды до гигиенических требований ранее выданного предписания.
По факту неисполнения в установленные сроки предписания был составлен протокол об административном правонарушении N 107-э от 24 июня 2015 года по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, определением от 25 июня 2015 года N 15-39/356 материалы административного дела были направлены по подведомственности мировому судье судебного участка N 289 Электростальского судебного района Московской области и Постановлением мирового судьи судебного участка N 289 Электростальского судебного района Московской области от 20 июля 2015 года Муниципальное унитарное предприятие "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб. Постановление ответчиком обжаловано не было.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд пришёл к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Электростальского городского суда Московской области от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия городского округа Электросталь Московской области "Производственно-техническое предприятие городского хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.