Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Фоминой Н.И., Панцевич И.А.,
при секретаре Емельянове И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2016 года
апелляционную жалобу истцов Федорова Павла Викторовича, Федоровой Натальи Михайловны, действующих в интересах несовершеннолетней Федоровой Софии Павловны, на решение Красногорского городского суда Московской области от 02 ноября 2015 года
по делу по иску Федорова Павла Викторовича, Федоровой Натальи Михайловны, действующих в интересах несовершеннолетней Федоровой Софии Павловны к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Управлению образования Администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия в решении вопроса устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.,
объяснения представителя Управления образования Администрации Красногорского муниципального района Московской области по доверенности Баскаковой М.Н.
Установила:
Федоров П.В. и Федорова Н.М., действующие в интересах несовершеннолетней дочери Федоровой Софии Павловны, 26.06.2012 года рождения, обратились в суд с иском к администрации Красногорского муниципального района Московской области, Управлению образования администрации Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия в решении вопроса устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, обязании предоставить место в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения по месту жительства (Павшинская пойма), с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указали, что несовершеннолетняя Федорова С.П., 26.06.2012 года рождения, 20.09.2013 г. была поставлена на учет в Управлении образования администрации Красногорского муниципального района Московской области в качестве нуждающейся в предоставлении путевки в детское дошкольное учреждение. Дата желаемого зачисления - 25.08.2014 г ... В качестве приоритетных детских дошкольных учреждений указаны детские сады NN49, 46, 42, наиболее близко расположенные к месту проживания ребенка. Между тем, до настоящего времени ребенок не обеспечен местом в детском дошкольном учреждении. На неоднократные обращения в адрес ответчиков положительного ответа не получено.
В судебном заседании истец Федоров П.В., являющийся также представителем по доверенности истицы Федоровой Н.М., исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить в порядке искового судопроизводства.
Представители ответчика - Управления образования администрации Красногорского муниципального района Московской области, в судебном заявлении иск не признали. Пояснили, что укомплектование детских дошкольных учреждений осуществляется, в соответствии с очередностью и наличием предусмотренных действующим законодательством льгот. Дочь истцов состоит на очереди в Управлении образования с 20.09.2013 г., приоритет - мкр. "Павшинская пойма" льготный статус семьи не заявлен. В настоящее время позиция в очереди в детские сады, расположенные в мкр. "Павшинская пойма" - N145, по Красногорскому району - N526.
Истцам было предложено изменить приоритеты детских садов в заявлении на получение путевки, в связи с наличием мест в иных детских дошкольных образовательных учреждениях, не указанных истцами, однако соответствующих действий от истцов не последовало.
Просили в иске отказать.
Представитель ответчика - администрации Красногорского муниципального района Московской области, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что предусмотренных законом оснований для его удовлетворения не имеется.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 02 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы с решением суда не согласились, подали апелляционную жалобу, в которой просят решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в настоящее время позиция несовершеннолетней Федоровой С.П. в очереди в детские сады, расположенные в мкр. "Павшинская пойма" - N145, по Красногорскому району - N526.
По мнению суда, принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в учреждение, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений.
Реализация истцами конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением указанного выше принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, предоставление места дочери истцов в дошкольном образовательном учреждение ранее лиц, стоящих в очереди перед ней, нарушит право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования иных детей, вставших на учет ранее ребенка истцов, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать как не исполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истцов ответчиками.
Изложенное выше свидетельствует о том, что непредставление ребенку истцов места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Кроме того, судом установлено, что истцам предлагалось получить путевку МБ ДОУ д/с N15 с сохранением права перевода в приоритетные детские сады, либо путевку в группу кратковременного пребывания, однако согласия истцов получено не было.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).
При этом согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2012 г. N1612/48 "О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области" постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 01 июля 2013 года N 1511/7 утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений,, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования.
В силу п. 2.5.1 Регламента, муниципальная услуга должна быть предоставлена по мере продвижения очереди в ДОУ, расположенном на территории Красногорского муниципального района Московской области. Заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в части выдачи направления для зачисления ребенка в ДОУ в случае отсутствия свободных мест в ДОУ (п. 2.10.2.2 Регламента).
На основании п. 3.4.3 Регламента комплектование ДОУ на очередной учебный год осуществляется в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них на очередной учебный год с 1 мая по 10 сентября текущего года.
Положениями ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в приеме в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств и учитывая, что реализация несовершеннолетней Федоровой С.П. конституционного права на получение дошкольного образования должно осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в ст. 17 Конституции Российской Федерации, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на очередь ранее, а также детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, суд обоснованно не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
В заседании судебной коллегии представитель УО администрации Красногорского муниципального района МО по доверенности Баскакова М.Н., пояснила, что в настоящее время в заявленных в качестве приоритетных истцами садах мест нет. Ребенок посещает детский сад N 15, истцы получили путевку 15 ноября, за ребенком сохраняется право перевода при наличии свободных мест.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 02 ноября 2015 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Федорова Павла Викторовича, Федоровой Натальи Михайловны, действующих в интересах несовершеннолетней Федоровой Софии Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.