Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника АО "Самаранефтегаз" Халеппо Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица - АО "Самаранефтегаз" на решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, которым
постановление N о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНДиПР ГУ МЧС России по Самарской области Д по ч.ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении АО "Самаранефтегаз", привлеченного к административной ответственности в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей - оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНДиПР ГУ МЧС России по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - АО "Самаранефтегаз" привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель АО "Самаранефтегаз" не согласен с состоявшимися по делу решениями ввиду их незаконности и необоснованности, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе проведения проверки, отсутствие состава вмененного правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав объяснения Халеппо Е.М. в поддержание доводов жалобы, полагаю, что постановление административного органа и решение суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности АО "Самаранефтегаз", расположенного по адресу: "адрес", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные в Акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, протоколах об административном правонарушении N N и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное привлекаемым к ответственности лицом заключение о независимой оценке пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ за N, выполненное ООО " "данные изъяты"" не было принято во внимание административным органом в ходе реализации процедуры привлечения к административной ответственности в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что в расчете необоснованно приняты коэффициенты, характеризующие наличие и соответствие систем противопожарной защиты здания требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, то есть в связи с несоответствием принятых в расчете исходных данных фактическим.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в допущении указанных в решении суда первой инстанции нарушений требований пожарной безопасности подтверждены протоколами об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела. Поэтому, вывод судьи районного суда о наличии в действиях АО "Самаранефтегаз" составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения юридическим лицом установленных законом обязанностей. Таким образом, виновное совершение административных правонарушения, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждено.
Доводы жалобы относительно отсутствия состава вмененного административного правонарушения были проверены судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы в суде апелляционной инстанции.
Ссылки привлекаемого к ответственности лица на реализацию процедуры привлечения к административной ответственности с грубыми процессуальными нарушениями - несоблюдением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованными признаны не были, с чем суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться.
При этом, указание АО "Самаранефтегаз" на отсутствие в обжалуемом решении суда первой инстанции мотивированных выводов по существу доводов первоначальной жалобы не соответствует материалам дела, содержанию такого решения, в связи с чем, также не может быть признано обоснованным и не влечет его отмены.
Иные доводы жалобы АО "Самаранефтегаз" в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела.
Назначенное АО "Самаранефтегаз" в соответствии с требованиями КоАП РФ наказание отвечает требованиям закона и является справедливым. Каких-либо законных оснований для его снижения ниже низшего предела в соответствии с требованиями ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Оснований для прекращения производства по делу, в том числе и по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и постановление главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНДиПР ГУ МЧС России по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - АО "Самаранефтегаз" к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения.
Жалобу АО "Самаранефтегаз" - оставить без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда подпись
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.