Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховик А.С.
Судей: Улановой Е.С., Хаировой А.Х.
При секретаре-Бирюковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Семкиной О.Н. на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 27 ноября 2015 года, которым постановлено:
"
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж Семкиной О.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с 04.01.1988г. по 05.06.1995г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 01.06.1992г. по 02.04.1995г.) в должности медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО N2.
В удовлетворении остальных требований - отказать"
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Семкина О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование исковых требований истец указала, что 23.09.2015г. пенсионным органом ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет, не были включены следующие периоды работы: период работы в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО N2(в том числе отпуск по уходу за ребенком с 01.06.1992г. по 02.04.1995г.); ООО "Самарский страховой медицинский Центр" с 01.10.2009г. по 13.04.2011г. в должности медицинской сестры.
С данным отказом Семкина О.Н. не согласна, поскольку она занимала в указанные периоды должность медицинской сестры в лечебно-профилактических Центрах, т.е. на момент подачи заявления в Пенсионный фонд имела стаж работы, необходимый для назначения ей досрочной пенсии.
Ссылаясь на изложенное, Семкина О.Н. просила суд признать незаконным решение ответчика N 317 от 23.09.2015 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды, обязать пенсионный фонд назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 10.08.2015 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Семкина О.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-ФЗ от 17.12.2001г. предусмотрены условия, определяющие право на пенсию, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. N 516, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке.
Судом установлено, что Семкина О.Н. работала с 1.10.2009г. по 13.04.2011г. в должности медицинской сестры в ООО "Самарский страховой медицинский центр".
Решением N 317 от 23.09.2015г. в назначении досрочной пенсии по старости Семкиной О.Н. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет.
Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N317 от 23.09.2015г. видно, что в специальный стаж не засчитан указанный период работы, специальный стаж Симкиной О.Н. на дату обращения 10.08.2015г. составляет 21год 00 месяцев и 06 дней при требуемом стаже работы 30 лет.
Суд правомерно признал обоснованным отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж Семкиной О.Н. вышеуказанного периода работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Пунктом 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22.04.2010г. N 520-О-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002г. N 781 утверждены Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждения здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованным в Списке, но перечисленном в п.6 вышеназванных Правил.
Из анализа ст.27 ФЗ от 17.12.2011г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" следует, что законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам с работой именно в учреждениях здравоохранения. Речь в данном случае идет об организационно-правовой форме юридического лица. Согласно п.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч.1 ст.50 ГК РФ).
Согласно представленным документам истец была принята на работу в ООО "Самарский страховой центр", созданное как общество с ограниченной ответственностью, что подтверждается учредительными документами данных организаций. Из анализа вышеуказанных норм, учредительных документов суд пришел к правильному выводу, что ООО "Самарский страховой медицинский центр" не относится к учреждениям и не являются структурными подразделениями, перечисленными в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доводы истца о том, что ООО "Самарский страховой медицинский центр" является медицинским учреждением, которое занималось лечебной деятельностью, суд обоснованно признал несостоятельными.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781.
Из устава ООО "Самарский страховой медицинский центр" следует, что указанное общество создано в форме ООО, является коммерческой организацией, какими-либо признаками, присущими учреждению, созданному в порядке ст.120 ГК РФ, данные юридические лица не обладают. Данные организации были созданы в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ от 08.02.1998г. N14-ФЗ "Об общества с ограниченной ответственностью" с целью получения прибыли. Каких-либо сведений о том, что данные организации ранее являлись учреждениями, а впоследствии имело место изменение организационно-правовой формы суду не представлено. Кроме того, не представлено также доказательств, что в состав данных организаций входили структурные подразделения, перечисленные в п.6 вышеназванных Правил исчисления периодов работы.
Таким образом, суд правильно указал, что у пенсионного органа не было оснований для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж также по тому основанию, что индивидуальные сведения были поданы работодателем на Симкину О.Н. как общие условия труда. Требований к работодателю Симкина О.Н. не заявила, в дальнейшем истица не лишена такого права.
В соответствии со ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что оснований для включения Семкиной О.Н. в стаж периода работы, с 01.10.2009 по 13.04.2011гг. отсутствуют. Данные выводы суда подтверждены материалами дела. Таким образом, к моменту обращения в пенсионный фонд 10.08.2015г. специальный стаж истицы составлял 21год, т.е. необходимый 30-летний специальный стаж работы у нее отсутствовал, поэтому Семкиной О.Н. было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы Семкиной О.Н. в апелляционной жалобе о том, что она занимала должность медицинской сестры в ООО"Самарский страховой центр", которая входит в утвержденный постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.20002 года список учреждений, работа в которых дает право на льготную пенсию. Ответчик незаконно не включил ей в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры в ООО "Самарский страховой медицинский Центр".
Однако с данными доводы согласиться нельзя, поскольку согласно действующему законодательству общество с ограниченной ответственностью и учреждение являются абсолютно разными организациями с различной организационно- правовой формой. Исходя из установленных по делу обстоятельств, следует, что общества, в которых истица работала в спорные периоды, не являются учреждениями здравоохранения, в связи с чем не могут быть включены в специальный медицинский стаж.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Что касается решения суда в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы с 04.01.1988г. по 05.06.1995г.(в том числе отпуск по уходу за ребенком с 01.06.1992г. по 02.04.1995г.) то оно сторонами не обжалуется, является правильным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семкиной О.Н. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.