Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Калинниковой О.А.,
судей Набок Л.А., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на заочное решение Ленинского районного суда г.Самара от 06 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Медоевой Ю.В. - удовлетворить.
Признать за Медоевой Ю.В. право пользования жилым помещением, расположенным в общежитии "адрес" на условиях договора социального найма.
Возложить на МП г.о.Самара "ТТУ" обязанность произвести необходимые действия по передаче документов в УФМС России по Самарской области в Ленинском районе г.Самары для регистрации Медоевой Ю.В. по месту жительства "адрес".
Обязать УФМС России по Самарской области в Ленинском районе г.Самары зарегистрировать Медоеву Ю.В. по месту жительства "адрес"
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медоева Ю.В. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МП г.о.Самара "ТТУ" о признании права пользования на жилое помещение.
В обоснование требований истец указала, что в связи с трудовыми отношениями с МП ТТУ ей предоставлено место для проживания в общежитии "адрес". По настоящему адресу открыт лицевой счет, согласно которому истец несет бремя по содержанию и ремонту спорного жилого помещения. Истец обращалась к ответчикам с заявлениями по вопросу регистрации по месту жительства и по вопросу заключения договора социального найма, однако до настоящего времени договор социального найма с ней не заключен, регистрация не оформлена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Медоева Ю.В. просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, "адрес" на условиях договора социального найма, обязать МП г.о.Самара "ТТУ" подготовить и передать в орган регистрационного учета учетные документы для ее регистрации по месту жительства: г "адрес", обязать ОУФМС России по Самарской области в Ленинском районе г.Самара зарегистрировать её по указанному адресу.
Cудом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит заочное решение суда отменить. Спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью и используется как общежитие. Истцом не представлены документы, подтверждающие право на занятие жилого помещения - комнаты N, а также законность вселения в спорное жилое помещение. Решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не принималось.
Представитель ответчика МП г.о.Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" в судебное заседание не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором в удовлетворении исковых требований истца просил отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Медоева Ю.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Представители Департамента управления имуществом г.о.Самара и ОУФМС России по Самарской области в Ленинском районе г.Самары в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ" местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (в том числе общежития, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством).
В силу ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенном)" виду специализированных жилых помещений (в т.ч., к общежитию), осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Постановлением Правительства РФ N42 от 26.01.2006 года утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Как следует из материалов дела, "адрес" возведен до 1991г., и использовался в качестве общежития для работников трамвайно-троллейбусного управления г.Куйбышева.
Согласно выписке из реестра указанный объект недвижимости является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества 17.09.1992г. за номером N на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N222 от 17.09.1992г.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм, суд правильно сделал вывод о том, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Бесспорных доказательств, подтверждающих, что после утраты вышеуказанным домом в силу закона статуса общежития, соответствующим органом принималось решение о присвоении дому статуса объекта специализированного жилищного фонда, суду не представлено, судебной коллегией не добыто.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что в 2002г. в связи с трудовыми отношениями с МП ТТУ истцу предоставлено место для проживания в общежитии по адресу: г. "адрес". Кроме того, Медоева Ю.В. зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу, общежитие, комната без номера.
Из лицевых счетов, представленных ответчиком МП г.о.Самара "ТТУ" видно, что комнате, в которой проживает Медоева Ю.В., присвоен номер N
Факт постоянного проживания истца в общежитии с 2002г. в комнате N подтвердили допрошенные судом свидетели ФИО
Учитывая, что Медоева Ю.В. вселилась в жилое помещение общежития на законных основаниях, до передачи здания в муниципальную собственность, однако орган местного самоуправления требования истца о заключении с ней договора социального найма в добровольном порядке не удовлетворил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца о признании за ней права пользования спорным жилым помещением комнатой N по указанному адресу на условиях договора социального найма.
В соответствии со ст.3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянного или преимущественного проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение.
Ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил.
Медоева Ю.В. является гражданином Российской Федерации, жилое помещение по адресу: "адрес", является ее постоянным местом жительства, работает в МП г.о.Самара "ТТУ" более 10 лет, за ней признано право пользования указанной комнатой, другого места жительства она не имеет.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что решение суда является основанием для регистрации Медоевой Ю.В. по месту жительства:
"адрес".
Доказательств, свидетельствующих о том, что право истца на постоянное проживание в спорном жилом помещении было оспорено, а также о каких-либо злоупотреблениях или нарушениях с ее стороны при вселении в спорное помещение, в материалах дела не имеется и суду стороной ответчика не представлено.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что спорное жилое помещение используется как общежитие, не исключено из специализированного жилищного фонда, не могут быть приняты во внимание, поскольку данных о том, что после передачи спорного жилого дома в муниципальную собственность создано муниципальное общежитие, и оно было зарегистрировано как муниципальное общежитие в реестре муниципальной собственности, как в суд первой инстанции, так и судебной коллегии не представлено. Заключение Комитетом по управлению имуществом г.Самара и МП г.о.Самара "ТТУ" договора N000190Х от 21.12.2004г., в соответствии с которым указанный дом передан названному муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, не влечет возникновение у дома статуса общежития, поскольку порядок придания объекту такого статуса установлен Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Доводы об отсутствии доказательств законности вселения в спорное жилое помещение, несостоятельны. Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что истцу в 2002г. в связи с трудовыми отношениями в МП г.о.Самара "ТТУ" предоставлено место в общежитии, она постоянно проживает в нем, добросовестно использует его по назначению, оплачивает коммунальные платежи, законность ее проживания в спорном жилом помещении с указанного времени и до настоящего момента никто не оспаривал, оснований полагать, что ее вселение носило самовольный характер, у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ленинского районного суда Самарской области от 06 ноября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о.Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.