судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей: Хаировой А.Х., Емелина А.В.,
при секретаре Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Соколовского А.Г. на решение Кировского районного суда г. Самары от 07.12.2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Соколовского А.Г. к ООО "Азбука Путешествий" взыскании денежных средств уплаченных по договору реализации туристского продукта, судебных расходов штрафа, расходов на услуги представителя и компенсации морального вреда ставить без удовлетворения, отказав в иске в полном объеме предъявленных требований".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителя истца Соколовского А.Г. по доверенности Теваняна Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения директора ООО "Азбука Путешествий" -Щекиной Н.В. на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Соколовский А.Г. обратился в суд иском к ООО "Азбука Путешествий" о защите прав потребителя.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в офисе ООО "Азбука Путешествий" Соколовскому А.Г. и его супруге Соколовской М.А. был подобран тур в Турцию, г. Кемер, внесена предоплата за бронирование туристической путевки в размере 5000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ между Соколовским А.Г. и ООО "Азбука Путешествий" был заключен договор реализации туристского продукта N и внесена доплата за тур в размере 45 749 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой прибыли в Турцию в город Кемер, где их поселили в отель Ipsos Ноtel 3*. Условия проживания, питания и обслуживания в отеле существенно отличались от тех, которые были озвучены в ООО "Азбука Путешествий". ДД.ММ.ГГГГ, вернувшись с пляжа в отель к ужину и не обнаружив в столовой мест, Соколовский А. Г. попросил одного из сотрудников отеля передвинуть стол на летнюю площадку, однако получил отказ в грубой форме. Впоследствии сотрудник отеля по имени Джам вывел Соколовского А.Г. за территорию отеля и начал наносить ему многочисленные удары деревянной палкой по голове и другим частям тела. В это время к нему присоединились и другие работники отеля, в том числе хозяин и уборщица. Нанесение побоев прекратилось только благодаря вмешательству других российских туристов. После случившегося в отель прибыли сотрудники местной полиции и доставили Соколовского А.Г. в полицейский участок, несмотря на то, что у него была разбита голова, и требовалась неотложная медицинская помощь. Уже в полицейском участке сотрудники отеля, полицейские и представитель туроператора настоятельно рекомендовали истцу не писать заявление на действия сотрудников отеля, ссылаясь на то, что ему придется на время следствия находиться на территории Турции.
Истец указал, что последующий отдых был испорчен, так как дальнейшее пребывание в отеле было небезопасно, во избежание дальнейшего развития конфликта истец с супругой были переселены в другой отель. Надлежащая медицинская помощь Соколовскому А.Г. оказана не была. Считает, что обязанность ООО "Азбука Путешествий" по предоставлению надлежащей информации о содержании туристского продукта, а также обязанность по предоставлению услуг, отвечающих безопасности потребителя, не выполнена.
ДД.ММ.ГГГГ истец вручил претензию ответчику, в которой указал все обстоятельства дела и желал расторгнуть договор, вернуть денежные средства, уплаченные за туристский продукт. Из ответа на претензию следовало, что все претензии должны быть адресованы либо туроператору НТК "Интурист", либо в Министерство по культуре и туризму Турецкой республики.
На основании изложенного, истец просил расторгнуть договор реализации туристского продукта N от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ООО "Азбука Путешествий" 50749 руб. - денежные средства, оплаченные по договору, 19 650 руб. - судебные расходы, 100 000 руб. - компенсацию морального вреда; штраф в размере 50% от суммы, взысканной судом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе предстаивтель истца ФИО1 - ФИО9 (по доверенности) истец ссылается на п. 3.5 договора N реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан довести до сведения клиента полную и достоверную информацию: об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия, а также иных обстоятельствах, угрожающих безопасности его жизни и здоровью. Считает, что турагентом ООО "Азбука Путешествий" нарушена ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Считает, что турагент был осведомлен о низком качестве обслуживания в отеле Ipsos Hotel 3*, об угрозах здоровью клиентов, но скрыл от потребителя данную информацию.
Истец и представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора ООО НТК "Интурист" и ООО "Интал тур" в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, причину неявки не сообщили. не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.Требования, предъявляемые к договору о реализации туристского продукта, установлены ч. 2 ст. 10 этого данного Федерального закона. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 1, 4 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей и п. 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие).
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд верно исходил из того, что произошедший с истцом ДД.ММ.ГГГГ инцидент не был связан с приобретенным турпродуктом, поскольку ответчик в полном объеме исполнил свои обязательства по договору.
Согласно ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Разрешая заявленные требования, установив, что ответчиком не были нарушены требования закона о туристской деятельности, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 07.12.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Соколовского А.Г. - Теваняна Г. (по доверенности) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.