Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Лазаревой М.А., Шилова А.Е.,
при секретаре - Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Самарские коммунальные системы" на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 09 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования ООО "Самарские коммунальные системы" к прокуратуре Самарского района г.Самары о признании недействительным представления прокуратуры Самарского района г.Самара от 13.04.2015 года N07-11-2015 об устранении нарушений жилищного законодательства, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Самарские коммунальные системы" (далее ООО "СКС", Общество), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Самарского района г.Самары от 13.04.2015г. об устранении нарушений в сфере жилищного законодательства, которые, по мнению прокурора, выразились в том, что ООО "СКС" не исполняет функции ресурсоснабжающей организации по заключению договоров с управляющими организациями ООО "ЖКС" и ООО "Альтернатива" на предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Считает представление незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством ресурсоснабжающая организация может предоставлять коммунальные услуги непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и проводить с ними расчеты за предоставленные услуги.
С учетом уточнений Общество просило суд признать недействительным в полном объеме представление прокуратуры Самарского района от 13.04.2015г. N07-11-2015 об устранении нарушений законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "СКС" ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "СКС" - Горохов С.Д. доводы жалобы поддержал.
Представитель прокуратуры Самарского района г.Самары - Малафеев А.В. просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Самарского района г.Самары в связи с обращением Кечиной Т.Г. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ООО "СКС", в ходе которой прокурор пришел к выводу, что ООО "СКС" не исполняет функции ресурсоснабжающей организации по заключению с управляющими организациями ООО "ЖКС" и ООО "Альтернатива" договоров на предоставление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, что является нарушением требований действующего законодательства.
По результатам проверки 13.04.2015г. в адрес генерального директора ООО "СКС" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц виновных в выявленных нарушениях.
Не согласившись с данным представлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, а также, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 (далее - Правила N 354).
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 8 Правил N354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Исходя из положений пунктов 8, 9, 10 Правил N354, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 15 Правил N354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Из вышеперечисленного следует, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу подп. "г" п.31 Правил N354 ресурсоснабжающая организация обязана производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами порядке с учетом особенностей, установленных иными нормативными актами.
Из Правил N354 также следует, что обязанность заключить договоры о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов для предоставления потребителям лежит на соответствующей управляющей организации, товариществе или кооперативе. Так, в п.31 Правил закреплено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Из материалов дела следует, что договор о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению между ООО "СКС" и управляющими организациями ООО "ЖКС" и ООО "Альтернатива" не заключен. При этом, как следует из апелляционной жалобы, переписка по вопросу заключения договоров между данными организациями ведется с 2013 года, договоренность до настоящего времени не достигнута ввиду непредставления управляющими компаниями необходимых документов.
Исходя из изложенного в отсутствие договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями предоставление ООО "СКС" коммунальных услуг непосредственно собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖКС" и ООО "Альтернатива", и проведение с ними расчетов за предоставленные услуги нарушением законодательства не является, ввиду чего требования прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем данные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 N 84-О, согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Таким образом, поскольку внесение представления с требованием устранить выявленные прокурором нарушения направлено на понуждение к их устранению в добровольном порядке и иных обязанностей, кроме как безотлагательно рассмотреть и направить, в случае несогласия с представлением, ответ прокурору, не влечет, совокупность двух необходимых по смыслу положений ст.227 КАС РФ условий для признания оспариваемого представления незаконным отсутствует, в связи с чем, решение суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что нарушений требований законодательства со стороны ООО "СКС" по предоставлению коммунальных услуг и взиманию платы за оказанные услуги без заключенных договоров с управляющими компаниями не допущено, не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену правильного по существу решения, поскольку оспариваемое представление права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Внося оспариваемое представление, прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, самостоятельно решив вопрос о необходимости в данном случае внесения такого акта прокурорского реагирования. Правовых оснований для признания представления незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Самарские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.