Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе К. на решение Кировского районного суда г. Самары от 3 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным распоряжения от 05.08.2015 N РД-784.
В обоснование заявленных требований указала, что 30.10.2013 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара было издано распоряжение N РД-1119 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства".
14.09.2015 г. К. как ветеран Великой Отечественной войны обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка площадью 1 506 кв.м. по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства. К заявлению был приложен кадастровый план испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N.
01.10.2015 г. К. стало известно, что Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара принято распоряжение от 05.08.2015 N РД-784 "Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N РД-1119 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства".
По мнению истца, распоряжение департамента от 05.08.2015 N РД-784 является незаконным, поскольку правовых оснований для отмены распоряжения от 30.10.2013 N РД-1119 не имелось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, К. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.08.2015 N РД-784 "Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N РД-1119 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства".
Решением Кировского районного суда г. Самары от 03.11.2015 г. в удовлетворении административного искового заявления К. к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным распоряжения от 05.08.2015 N РД-784 отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца К. - адвокат Д. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства городского округа Самара К., представитель заинтересованного лица - ООО "Ленинград" Р. в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать, решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как видно из материалов дела, 05.02.2010 г. между Главой города Самара и ООО "Ленинград" был заключен договор N 129 о развитии застроенной территории в границах улиц Советской Армии, Четвертой просеки в Октябрьском районе городского округа Самара (л.д. 10-12).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.11.2011 N РД-1446, ООО "Ленинград" разрешена разработка проекта планировки и межевания территории в границах улицы Советской Армии, Четвертой просеки в Октябрьском районе городского округа Самара, согласно прилагаемой к Распоряжению схеме.
В декабре 2011 года руководителем Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара утверждено техническое задание на разработку проекта планировки и межевания территории в границах улицы Советской Армии, Четвертой просеки в Октябрьском районе городского округа Самара. Исполнителем технического задания является ООО "Ленинград".
В соответствии с частью 1 статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) - часть 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ, по договору о развитии застроенной территории, одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 указанной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 указанной статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 данной статьи.
Одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории является обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (п. 9 ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка. При этом орган местного самоуправления обязан создать необходимые условия для реализации таким лицом своих прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории.
Установлено, что в нарушении вышеуказанных требований закона, распоряжением
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N РД-1119 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства (л.д. 31).
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм, компетентный орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе самостоятельно отменить ранее выданное распоряжение, в случае если оно не соответствует требованиям действующего законодательства и противоречит градостроительным и иным нормам и правилам.
05.08.2015 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара издано распоряжение N РД-784 "Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N РД-1119 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", для садоводства" (л.д. 8).
14.09.2015 г. К. обратилась в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N площадью 1 506 кв.м, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", для огородничества.
Постановлением администрации городского округа Самара от 11.12.2015 N 1462, К. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара без проведения торгов, на основании п. 8, 9 и 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:01:0637002:1114, вид разрешенного использования - сады. При этом цель использования испрашиваемого земельного участка, указанная в заявлении о предоставлении земельного участка, для огородничества.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 63:01:0637002:1114 не соответствует цели его использования, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка.
Данное постановление администрации городского округа Самара от 11.12.2015 N 1462 в установленном законом порядке недействительным не признано.
Кроме того, как установлено судом, испрашиваемый К. земельный участок частично находится в границах земельного участка, в отношении которого 05.02.2010 г. между Главой города Самара и ООО "Ленинград" заключен договор N 129 о развитии застроенной территории в границах улицы Советской Армии, Четвертой просеки в Октябрьском районе городского округа Самара, что сторонами не оспаривалось.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N РД-1119 нарушаются права и обязанности ООО "Ленинград", предусмотренные договором от 05.02.2010 г. о развитии застроенной территории в границах улиц Советской Армии, Четвертой просеки в Октябрьском районе городского округа Самара.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.08.2015 N РД-784 "Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N РД-1119 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 290а, для садоводства" является законным и обоснованным, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемое распоряжение Департамента создаёт препятствия к осуществлению К. прав и свобод, нарушает ее права и свободы и возлагает на нее какую-либо обязанность, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы К. о несогласии с решением суда по указанным выше основаниям несостоятельны. Данные доводы повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 3 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.