Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Параскун Т.И.
судей: Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре
судебного заседания Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управление пенсионного фонда РФ г. Барнаула (государственное учреждение)
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края
от 23 октября 2015 года по делу по иску Кочетыгова Вячеслава Николаевича к Управлению пенсионного фонда РФ г. Барнаула (государственное учреждение) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Кочетыгов В.Н. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ г. Барнаула (государственное учреждение) о признании незаконным решения УПФР в г. Барнауле от ДД.ММ.ГГ, включении периодов в специальный стаж, признании за ним права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, возложении обязанности назначить досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГ. обратился в Управление пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ. Решением УПФ РФ г. Барнаул от 13.07.2015 N 58.9 в досрочном назначении страховой пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В судебном заседании истец Кочетыгов В.Н., его представитель Мовшович В.Ю. на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении и просили:
- решение Управления Пенсионного фонда России в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе истцу в назначении мне досрочной страховой пенсии признать незаконным;
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ санитаром рентгенкабинета в Косихинской центральной районной больнице;
- обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы:
- в ММУ "Городская больница N 10" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве врача анестезиолога-реаниматолога палаты интенсивной терапии и реанимации один год как один год и девять месяцев;
- в МУЗ "Городская больница N 11" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации один год как один год и шесть месяцев;
- в ММУ "3-Градская больница" в качестве врача анестезиолога - реаниматолога палат реанимации и интенсивной терапии в ожоговом отделении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ один год как год и шесть месяцев;
- в Косихинской Центральной районной больнице в качестве врача-интерна с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и врача анестезиолога-реаниматолога с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ один год как один год и девять месяцев;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
Представитель ответчика Колмакова Е.В. в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, полагает, что спорные периоды не подлежат включению в стаж либо включению в стаж в льготном исчислении.
В представленном суду отзыве указано, что стаж работы истца в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 27 лет 11 месяцев 2 дня. Согласно п.4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.1 ст.10 Закона N173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Закона N173-Ф3 (п.3 Правил N781). Указанное правило является императивным, потому как Списки составляются законодателем по исчерпывающему принципу и расширительному толкованию не подлежат.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 октября 2015г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Управления пенсионного фонда РФ г. Барнаула (государственное учреждение) просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права и ошибочно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований к удовлетворению иска, указанные в возражении ответчика на исковые требования, что повлекло неправильное разрешение дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения истца, просившего об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определилотношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
В соответствии с положениями п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 30 названного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающим право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п. 4 ст. 30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992.
Положениями п.п. 20 п.1 ст.27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ также предусматривалось право на досрочное назначение пенсия (трудовой) по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Перечень должностей и учреждений, работа в которых предоставляла право на досрочное назначение пенсии, регламентирован вышеприведенными нормативно-правовыми актами.
Согласно Списку, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., в специальный стаж для досрочного назначения пенсии включается работа в должности врачей - специалистов всех наименований (кроме врача-статиста), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих лечебную деятельность, а также работа среднего медицинского персонала, в том числе по должности фельдшера, медицинской сестры в медицинских учреждениях всех наименований, приведенных в разделе 2.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному постановлением от 29.10.2012 N 781, право на назначение досрочной трудовой пенсии имеют врачи анестезиологи-реаниматологи больниц всех наименований отделений анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, как год и шесть месяцев (п. 2 Перечня).
Оценивая обоснованность требований истца о включении в специальный стаж периода работы спорных периодов, суд первой инстанции учел вышеказанные нормы и пришел к выводу о неправомерности отказа ответчика в их учете при исчислении специального стажа истца для досрочного назначения пенсии по старости, изложив в решении основания, по которым он пришел к этим выводам.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе были полно проверены и оценены судом и признаны несостоятельными с изложением в решении мотивов, каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и не усматривая нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда РФ г. Барнаула (государственное учреждение) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.