Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Бредихиной С.Г., Чубукова С.К.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и третьего лица - Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску Никитиной Ю. М. социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитина Ю.М. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей") о возложении обязанности установить ей с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента, установить ей с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,25, произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование требований указано, что она работает в КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, в нарушение действующего трудового законодательства районный коэффициент в размере 20% вместо 25%, который стал применяться с ДД.ММ.ГГ, начисляется не на минимальный размер оплаты труда, а на оклад по должности.
Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для "адрес" Алтайского края, расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в размере "данные изъяты". в месяц.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Региональным соглашением между "адрес"вым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края "О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы", заключенным ДД.ММ.ГГ и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О минимальном размере оплаты труда", то есть не менее "данные изъяты". (п.3.1.1.).
Из изложенного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.
"данные изъяты"
"данные изъяты" Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, исковые требования Никитиной Ю.М. удовлетворены.
На КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" возложена обязанность начислять заработную плату Никитиной Ю.М. с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, и произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ с учетом не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с последующим начислением районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Не согласившись с решением суда, ответчиком КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и третьим лицом Главным Управлением Алтайского края по труду и социальной защите поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Текст жалоб является идентичным и повторяет доводы возражений на исковое заявление.
В обоснование жалоб указано, что судом при вынесении решения неверно истолкованы нормы права.
Полагают, что не менее минимального размера оплаты труда должна составлять оплата труда с учетом выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях.
Считают, что вывод суда о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент, противоречит нормам трудового законодательства, поскольку "адрес" к таким районам и местностям не относится.
Указывают на то, что судом принято решение о начислении заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25 на начисленную заработную плату, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, при этом судом не определено, до каких изменений в трудовое законодательство применяется данный порядок начисления.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела в пределах доводов жалоб, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Из толкования норм ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Эти нормы конкретизированы в ст.ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Системный анализ положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
"адрес"ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в силу положений ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГ *** утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
Распоряжением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГ ***-р размер районного коэффициента повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для "адрес".
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** минимальном размере оплаты труда" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в сумме "данные изъяты" рублей в месяц.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", расположенное в "адрес" Алтайского края, является юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе.
Истец Никитина Ю.М. состоит в трудовых отношениях с КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в должности санитарки с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, с окладом согласно штатному расписанию, Положению об оплате труда КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", трудовому договору, дополнительным соглашениям к нему.
Согласно табелям учета рабочего времени, расчетным листкам, расчетно-платежным ведомостям за июнь, июль, август 2015 года, заработная плата истцу начисляется исходя из оклада в размере 2078 руб. при норме 147,8 часов, к должностному окладу установлены выплаты за специфику учреждения, за качество работы в виде доплаты до минимального размера оплаты труда, премии и районный коэффициент в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ, который начисляется на оклад и указанные выплаты, таким образом, размер заработной платы истца с учетом всех указанных надбавок, в том числе и районного коэффициента, без учета премий, при полностью отработанной ею норме рабочего времени составляет "данные изъяты" руб., при этом, при начислении выплаты за качество работы до минимального размера оплаты труда на указанный размер районный коэффициент в размере 1,25 не начисляется, что подтверждается расчетными листками по заработной плате, пояснениями представителя истца. При этом, денежные средства, выплачиваемые работнику в виде премиальных, согласно постановлению администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, при начислении заработной платы не включаются в минимальный размер оплаты труда.
Приказом директора КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" *** от ДД.ММ.ГГ установлено при начислении заработной платы применение районного коэффициента в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ и перерасчет заработной платы за июнь 2015 года.
Поскольку при разрешении спора установлено, что при начислении заработной платы с ДД.ММ.ГГ применяется районный коэффициент в размере 1,25, но при полностью отработанной за этот период норме рабочего времени начисление районного коэффициента производится не на минимальный размер оплаты труда, а на начисленную заработную плату работника, то есть размер заработной платы истца без, учета выплаченных премий, с начислением районного коэффициента 1,25 составляет менее "данные изъяты" руб., то суд первой инстанции пришел к выводу, что начисление заработной платы истцу происходит с нарушением действующего законодательства, и нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционных жалоб о включении надбавки в общий размер заработной платы, который не может быть ниже минимального размера, определенного законом, являются несостоятельными, как основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного допускается в размере менее минимального размера оплаты труда установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда Российской Федерации ***-КГПР13-2 от ДД.ММ.ГГ).
Довод жалоб о том, что гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяется на данные правоотношения, так как "адрес" не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, является не состоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.
Кроме того ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями подлежит оплате в повышенном размере.
На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего СССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями. "адрес"ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному Кодексу.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы.
Довод о том, что при принятии решения судом не определено до каких изменений в трудовое законодательство применяется порядок начисления заработной платы, указанный в резолютивной части решения основанием для отмены решения быть не может.
Поскольку решение суда вынесено на будущее время, судом учтена возможность внесения изменений в трудовое законодательство касающихся как размера, так и принцип применения повышающих коэффициентов.
Доводы апелляционных жалоб выводов судебного решения не опровергают, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда не являются.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства определилправильно. Установленные обстоятельства, подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобы ответчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и третьего лица - Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.