Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.
при секретаре М.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов П.А.А., С.Е.Н. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 октября 2015 года по делу по иску П.А.А., С.Е.Н. к администрации города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула, Территориальному управлению микрорайона Затон, ООО "Барнаульский водоканал" о признании действий и бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению коммунальной услуги.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.А., С.Е.Н. обратились в суд с иском к администрации города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула, ООО "Барнаульский Водоканал", просили признать услугу по вывозу бытовых сточных вод коммунальной с тарифом, установленным Управлением по государственному регулированию цен и тарифов; предоставлять услугу по водоотведению жильцам многоквартирных домов N *** и N *** по "адрес" путем вывоза бытовых сточных вод из септика до сливной станции.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирных домах N *** и N *** по "адрес". Указанные дома построены более 40 лет назад и оборудованы системами централизованного горячего и холодного водоснабжения и внутридомовой системой водоотведения бытовых стоков из жилых помещений в септики, рассчитанные на использование двумя и более многоквартирными домами.
До ДД.ММ.ГГ собственникам помещений в указанных домах предоставлялась коммунальная услуга - водоотведение с использованием централизованной системы канализации ресурсоснабжающей организацией ООО "Барнаульский Водоканал".
С ДД.ММ.ГГ ООО "Барнаульский Водоканал" отказал в предоставлении услуги по водоотведению. Собственники вынуждены производить отдельную плату за жилищную услугу - вывоз жидких бытовых отходов, что привело к существенному удорожанию платы за коммунальные услуги и приводит к нарушению прав потребителей коммунальных услуг.
Многоквартирные дома N *** и N *** по "адрес" подключены к централизованной системе водоснабжения, однако не подключены к централизованной системе водоотведения. Отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения, от внешней стены дома по канализационным сетям до септика. Вывоз бытовых отходов из септика осуществляли и должны осуществлять организации, оказывающие коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Септик не входит в состав общедомового имущества многоквартирных домов N *** и N ***, находится за пределами земельного участка, относящегося к общедомовому имуществу. У собственников квартир не возникает обязанность по содержанию септика и организации вывоза из него жидких бытовых отходов.
ООО "Барнаульский Водоканал", являясь организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению, должно обслуживать септик, являющийся составной частью общей системы канализации; не вправе отказывать жильцам спорных жилых домов в предоставлении услуги по водоотведению, в том числе путем вывоза бытовых сточных вод из септика. Услуга должна оплачиваться по установленным тарифам на водоотведение.
В ходе судебного разбирательства истцы неоднократно уточняли исковые требования. Согласно последнему уточненному иску истцы просили признать бездействие администрации города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула, Территориального управления микрорайона Затон по исполнению Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пределах полномочий по обеспечению благоприятных условий для проживания незаконным; признать действия администрации города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула, Территориального управления микрорайона Затон по замене коммунальной услуги по водоотведению сточных бытовых вод на жилищную услугу по вывозу жидких бытовых отходов незаконными; обязать ООО "Барнаульский Водоканал" предоставлять коммунальную услугу по водоотведению собственникам многоквартирных домов N *** и N *** по "адрес" по тарифу, установленному решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
В обоснование уточненных требований указано, что многоквартирные дома N *** и N *** по "адрес" с момента их строительства и сдачи в эксплуатацию оборудованы централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения и обязательным анализом баланса водопотребления и отведения бытовых сточных вод по внутридомовой системе канализации самотечного коллектора до наружной стены дома, которая подключена к коммунальной инфраструктуре поселка.
Согласно схеме канализационных сетей возле домов имеется подземная сеть канализационных трубопроводов и промежуточных колодцев с конечным отстойником для временного сбора сточных вод из двух многоквартирных домов с последующей транспортировкой этих вод на очистные сооружения. Согласно акту приема дома N *** от ДД.ММ.ГГ по плану зарегистрированы внутридомовые инженерные сети канализаций.
Администрация г. Барнаула подменила термин "коммунальная услуга - водоотведение" на "жилищная услуга - вывоз ЖБО" необоснованно.
Управляющая компания не является организацией коммунального комплекса и сама по себе не является этапом производственной регулируемой услуги водоотведения. Отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения от внешней стены дома по канализационным сетям до септика. Независимо от способа управления многоквартирными домами ООО "Барнаульский Водоканал" обязан, как ресурсоснабжающая организация, оказывать коммунальную услугу - водоотведение.
Септики относятся к канализационным сетям независимо от их непосредственного присоединения или не присоединения к очистным сооружениям.
ООО "Барнаульский Водоканал" и администрация Центрального района г.Барнаула не заключили договор на вывоз сточных вод, а Территориальное управление микрорайона Затон в силу полномочий, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уклонилось от решения проблемы санитарной очистки и обеспечения благоприятных условий для проживания в микрорайоне, не передали коммунальную инфраструктуру и отдельные объекты (септики) ООО "Барнаульский Водоканал".
В настоящее время ООО "Барнаульский Водоканал" и ООО "Трест Центрального района" заключили договор N *** от ДД.ММ.ГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГ действие настоящего договора распространили на ряд других домов под управлением ООО "Трест Центрального района", среди которых и "адрес". Согласно данному договору ООО "Барнаульский Водоканал" обязуется осуществлять поставку холодной воды, прием сточных вод, транспортировку, их очистку и сброс в водный объект, а ООО "Трест Центрального района" соблюдать режим водоотведения и производить его оплату. Договор предусматривает обязанность ООО "Барнаульский Водоканал" обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей. Граница балансовой принадлежности установлена на внешней стороне фундамента дома.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования П.А.А., С.Е.Н. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывают на то, что за пределами стен жилого дома у администрации города Барнаула и администрации Центрального района, а также территориального управления микрорайона Затон возникает обязанность обеспечить надлежащее обслуживание коммунальными услугами, в том числе и водоотведением. Однако ответчики уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, подменив термин "водоотведение" на "вывоз ЖБО".
Полагают, что из внутридомовой централизованной системы водоотведения сточные воды перемещаются с использованием канализационной сети за пределы внешней стены дома. В дальнейшем у потребителей услуги водоотведения не возникает обязанностей по контролю транспортировки сточных вод.
Считают ошибочным вывод суда о том, что данная услуга является жилищной, а действия ответчиков - правомерными.
Указывают на то, что управляющей организацией не был представлен протокол общего собрания, на котором было принято решение об оплате услуги по вывозу ЖБО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы П.А.А., С.Е.Н. доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика администрации города Барнаула С.М.В. просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением (плата за наем); плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Судом первой инстанции установлено, что П.А.А. наряду с другими лицами на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; С.Е.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.
В 2008 году жителями многоквартирных домов в мкр. Затон был избран способ управления домами управляющей компанией ООО УК "Мой дом - Затон".
Гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в микрорайоне, является ООО "Барнаульский Водоканал".
Согласно договору N *** от ДД.ММ.ГГ, ООО "Барнаульский Водоканал" обязался осуществлять ООО УК "Мой дом - Затон" (абонент) отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент обязался оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды. Абоненту установлен, в том числе, лимит водоотведения на собственные нужды и для потребителей.
Сброс сточных вод от абонента производится в выгреб с последующим вывозом спецавтотранспортом. Абонент оплачивает ООО "Барнаульский Водоканал" за принятые сточные воды по цене за 1 кв.м. - *** руб. (для потребителей). Срок действий договора с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с последующим ежегодным продлением.
Актом разграничения ответственности за эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств (Приложение *** к вышеуказанному договору) от ДД.ММ.ГГ, между ООО УК "Мой дом - Затон" (в том числе дома по "адрес" N ***, N ***) и ООО "Барнаульский водоканал" установлена следующая граница ответственности за эксплуатацию сетей и сооружений: водопроводные сети до стены здания обслуживаются ООО "Барнаульский Водоканал", канализационные сети - выгребные ямы.
Решением Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** для ООО "Барнаульский Водоканал" установлены тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, реализуемые потребителям г. Барнаула. При этом затраты на оплату услуг по вывозу сточных вод из выгребных ям многоквартирных домов микрорайона Затон при расчете тарифов ООО "Барнаульский Водоканал" на ДД.ММ.ГГ год не включены. Данное обстоятельство послужило основанием для подписания дополнительного соглашения об исключении с ДД.ММ.ГГ из договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N *** от ДД.ММ.ГГ условий в части водоотведения. Начисление оплаты жителям домов за водоотведение с ДД.ММ.ГГ года не производится, что следует из представленных писем ООО "Барнаульский Водоканал" от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Согласно письму прокурора Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, адресованному П.А.А., прокуратурой проведена проверка по обращению по вопросу организации вывоза жидких бытовых отходов в мкр. Затон, незаконным действиям администрации "адрес". Установлено, что до ДД.ММ.ГГ года ООО "Барнаульский Водоканал" оказывал гражданам коммунальную услугу по водоотведению. Начисление платы производилось на основании тарифа, утвержденного ООО "Барнаульский Водоканал" для вывоза и утилизации жидких бытовых отходов. С ДД.ММ.ГГ ООО "Барнаульский Водоканал" в соответствии с законодательством предоставлять коммунальную услугу по водоотведению прекратило. Управляющая компания ООО УК "Мой дом - Затон" с ДД.ММ.ГГ по согласию собственников помещений домов оказывает жилищную услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Решением координационного совета по ценообразованию г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ установлена стоимость услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов микрорайона Затон перевозчику ИП П., с которым управляющей компанией заключен договор, в размере *** руб. за 1 куб.м..
В связи с тем, что затраты жителей на оплату жилищной услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов являются значительными, решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг. Решением Барнаульской городской Думы *** от ДД.ММ.ГГ установлен предельный размер стоимости услуги *** руб. за 1 куб.м.
Согласно письму администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Территориальным управлением микрорайона Затон и ООО УК "Мой дом - Затон" проведены встречи с жителями многоквартирных домов микрорайона по вопросу утверждения тарифов на услугу по сбору и вывозу ЖБО. Жители многоквартирных домов по "адрес" на общем собрании отказались от утверждения тарифа в *** руб. и решили восстановить коммунальную услугу "водоотведение", что также подтверждается представленным протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по "адрес" от ДД.ММ.ГГ.
С июня 2015 года жилой дом по "адрес" включен в условия договора холодного водоснабжения и водоотведения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с ООО "Трест Центрального района". Жилой дом по "адрес" находится в непосредственной форме управления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о том, что спорная услуга по вывозу жидких бытовых отходов не относится к коммунальной услуге. Судебная коллегия полагает такие доводы несостоятельными.
Как следует из п. 23 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды.
Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (п. 26 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011).
Исходя из содержания п. 28 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", а также п.п. "в" п. 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, необходимым условием для оказания услуг водоотведения является наличие присоединенной внутридомовой инженерной сети к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации.
В п.2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, дается понятие твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
То есть фекальные отходы нецентрализованной канализации относятся к жидким бытовым отходам.
Таким образом, перемещение содержимого выгребных ям (септиков) путем вывоза спецавтотранспортом на очистные сооружения следует расценивать как часть технологического процесса вывоза жидких бытовых отходов, а не как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие Федеральный закон N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Из положений ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч. 1, 7, 8).
Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По смыслу приведенных норм абонент, объекты капитального строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по сбору и вывозу этих отходов.
Поскольку у жилых домов по "адрес" отсутствует централизованная система водоотведения (канализации), а именно, технологически связанная между собой система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод, им не может оказываться услуга по водоотведению.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия также учитывает то обстоятельство, что спор по данному вопросу уже был предметом судебного разбирательства. Решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу N *** по иску администрации Центрального района города Барнаула к ООО УК "Мой дом - Затон" о возложении обязанности, на ООО УК "Мой дом - Затон" возложена обязанность осуществлять своевременный вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям многоквартирных домов "адрес".
Не обоснован довод жалобы о том, что за пределами стен жилого дома у администрации города Барнаула и администрации Центрального района, а также территориального управления микрорайона Затон возникает обязанность обеспечить надлежащее обслуживание коммунальными услугами.
Канализационные сети, расположенные в районе жилых домов по адресу: "адрес", в Реестре объектов муниципальной собственности г. Барнаула, а также перечне бесхозяйного имущества не значатся.
При введении в эксплуатацию жилых домов по адресу: "адрес" существовала единая система коммуникаций с разводкой, предусмотренной планом застройки. Выгребная яма (септик) относится к единой системе канализации, спроектированной при строительстве данных многоквартирных домов, поэтому не может рассматриваться как самостоятельный объект права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выгребная яма (септик), как санитарно-техническое оборудование, обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах, собственники помещений в этих домах на общем собрании должны принять решение о порядке совместного использования данного объекта и определить размер платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Довод жалобы о том, что управляющей организацией не был представлен протокол общего собрания, на котором было принято решение об оплате услуги по вывозу ЖБО, внимания не заслуживает, поскольку указанное обстоятельство юридического значения для правильного разрешения спора не имеет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истцов П.А.А., С.Е.Н. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.