Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Дмитриевой О.С., Варнавского В.М.,
при секретаре М.А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску А.И.Ю. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на предоставление жилого помещения, включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.И.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Администрации Алтайского края в котором (с учетом уточнения исковых требований) просил признать незаконным отказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края во включении А.И.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениям, признать за А.И.Ю. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и возложить на Главное управление обязанность предоставить А.И.Ю. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства жилой площадью не менее *** кв.м. в границах муниципального образования г.Алейска Алтайского края.
Требования мотивировал тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, отец записан со слов матери.
С ДД.ММ.ГГ А.И.Ю. находился на полном государственном обеспечении в Сычевском детском доме Смоленского района Алтайского края. После выпуска из детского дома с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучался в КГБПОУ "Бочкаревский лицей профессионального обучения", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ отбывал наказание в местах лишения свободы.
Постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** А.И.Ю. поставлен на регистрационный учет на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за истцом не закреплено, в собственности жилых помещений не имеет.
Полагает, что не разъяснение ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, права на обеспечение жилым помещением и порядок такого обеспечения повлекло нарушение его прав и явилось причиной пропуска срока для обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ А.И.Ю. отказано во включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что возраст заявителя превышает 23 года.
Истец считает отказ незаконным, поскольку до достижения 23 лет жилое помещение не было им получено не по его вине.
Определением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ администрация Алтайского края исключена из числа ответчиков по делу.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования А.И.Ю. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить А.И.Ю. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Признано за А.И.Ю. право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить А.И.Ю. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить А.И.Ю. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее *** кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, то общей площадью не менее *** квадратных метров, в границах муниципального образования - города Алейска Алтайского края в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что право на социальную поддержку, предусмотренную Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставлено указанной категории граждан в возрасте до 23-х лет, а истец до достижения данного возраста указанной мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не представил. Предварительный учет несовершеннолетних правового значения не имеет. Впервые истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения в возрасте 31 года, то есть после утраты соответствующего статуса. Правовая неграмотность, а также нахождение в исправительных учреждениях не могут расцениваться как уважительные причины не постановки на учет. Информация об обеспечении жильем детей-сирот является общедоступной и активно освещается в средствах массовой информации. Срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года, данный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению.
В суде апелляционной инстанции истец А.И.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Принимая во внимание предмет и основания иска, суд первой инстанции при разрешении дела правомерно руководствовался статьями 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец А.И.Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГ года проживал в Сычевском детском доме "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в связи с обучением в КГБПОУ "Бочкаревский лицей профессионального обучения" был зарегистрирован и проживал в общежитии учебного заведения, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. С ДД.ММ.ГГ поставлен на регистрационный учет по месту жительства в "адрес".
На основании ходатайства Сычевского детского дома администрацией "адрес" А.И.Ю. поставлен на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, что подтверждается постановлением N *** от ДД.ММ.ГГ.
Письмом председателя комитета образования от ДД.ММ.ГГ директор детского дома был извещен о постановке А.И.Ю. на учет для получения жилой площади.
На заявление истца о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ ему отказано во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления его возраст превышал 23 года.
Согласно сведениям Управления Росреестра, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" А.И.Ю. недвижимого имущества на территории Алтайского края не имеет, в приватизации не участвовал.
В настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", собственником которого является П.Е.А.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд установил, А.И.Ю., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своим правом на обеспечение жилым помещением до достижения им возраста 23 лет не воспользовался, сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права, в материалы дела не представлено, в связи с чем пришел к выводу, что нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, были известны суду первой инстанции, проверялись им, обоснованно не приняты во внимание, как направленные на иное, ошибочное толкование норм материального права, и на неверную оценку фактических обстоятельств дела.
Как верно указал суд первой инстанции, превышение возрастного ценза в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из обстоятельств дела, конкретной ситуации и, учитывая, что право, прямо предусмотренное законом, не было реализовано А.И.Ю. в отсутствие его вины.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, который в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Право на обеспечение жилым помещением у А.И.Ю. возникло на момент окончания его пребывания в учреждении общественного воспитания, однако указанное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Все доводы апелляционной жалобы фактически являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что положения перечисленных выше норм права не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, на данной стадии рассмотрения дела, указание в решении суда на необходимость установления ответчику срока для исполнения решения суда - не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является неверным, и как следствие подлежит исключению из резолютивной части решения суда.
При этом коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, с учетом ее просительной части, содержащей требование об отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 03 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание об исполнении решения суда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.