Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (с учетом уточнения) истца Крысовой Л.Ф. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2015 года по делу по иску Крысовой Л.Ф. к администрации Центрального района города Барнаула Алтайского края, Территориальному управлению мкр. Затон, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу об обязании предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крысова Л.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района города Барнаула, Территориальному управлению мкр. Затон, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу об обязании предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГ является собственником жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес" в "адрес" "адрес", который нуждается в проведении капитального ремонта вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в ДД.ММ.ГГ. Факт проживания истца в данном жилом доме на момент чрезвычайной ситуации установлен решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Территориальное управление мкр. Затон с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта указанного жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Комиссия администрации Центрального района г. Барнаула приняла решение об отказе истцу в предоставлении социальной выплаты, поскольку в собственности Крысовой Л.Ф. имеется другое жилое помещение. О принятом решении истец узнала из письма администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ.
По мнению истца, администрация Центрального района г. Барнаула и Территориальное управление мкр. Затон приняли незаконное решение, нарушив ее права, так как она является собственником пострадавшего в результате паводка жилого помещения и имеет право выбирать место жительство. Наличие в ее собственности иных жилых помещений не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта. Кроме того, истец в исковом заявлении указывает, что ей перечислена денежная помощь в размере "данные изъяты" за квадратный метр.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать незаконными действия администрации Центрального района г. Барнаула и Территориального управления мкр. Затон по не включению жилого "адрес", "адрес", "адрес", в списки пострадавших домов от наводнения; обязать администрацию Центрального района г. Барнаула и Территориальное управление мкр. Затон внести в список пострадавших домов от чрезвычайной ситуации жилой "адрес", "адрес" "адрес"; обязать Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу выплатить денежную помощь для проведения капитального ремонта дома на полные квадратные метры без округления числа.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2015 года Крысовой Л.Ф. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе (с учетом уточнения) истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ Порядок, утвержденный постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, в части слов "на дату подачи заявления о предоставлении социальных выплат" признан противоречащим положениям Федерального конституционного закона Российской Федерации от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ, Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О чрезвычайном положении" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поэтому в настоящее время указанный Порядок не связывает предоставление мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводка и требующих проведение капитального ремонта, с датой подачи заявления о предоставлении социальных выплат.
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по делу *** также подтверждается незаконность действий должностных лиц при выплате социальной помощи только гражданам, которые не имеют другого жилого помещения на дату подачи заявления.
Истец указывает, что Территориальное управление мкр. Затон допустило нарушение сроков подачи ее заявления в комиссию администрации Центрального района г. Барнаула, в связи с чем ее заявление не было рассмотрено в сроки установленные Порядком, что подтверждается уведомлением Росреестра, приобщенным к апелляционной жалобе. Также ссылается на нарушения должностными лицами ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Крысовой Л.Ф. - Ш. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель ответчика администрации Центрального района г. Барнаула Алтайского края Т. и представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу П. возражали против отмены решения суда, просили оставить жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на рассмотрение в суд апелляционной инстанции не явились, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 года N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Правил в качестве условия предоставления субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
Постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка определено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным п. 4 настоящего Порядка (подпункт а).
Из системного толкования приведенных норм следует, что в целях включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.
Постановлением администрации г.Барнаула от 30 мая 2014 года N 136-р в связи с поднятием уровней воды в основных реках Республики Алтай и Алтайского края, угрозой подтопления ряда микрорайонов городского округа, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с ДД.ММ.ГГ введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определены: микрорайон "адрес" города.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что находящийся в ее собственности "адрес" в "адрес" "адрес" "адрес", пострадавший в результате паводка в мае-июне 2014 года, является для нее единственным жилым помещением, в связи с чем она имеет право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения в соответствии с п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Разрешая спор, суд установил, что принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" в период весенне-летнего паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории "адрес", "адрес" "адрес" находился в зоне затопления (л.д. 11, 12).
Факт проживания истца по данному адресу на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года установлен решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д. 6). Право собственности истца на данное домовладение зарегистрировано ДД.ММ.ГГ (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в администрацию Центрального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по "адрес", "адрес", "адрес" (л.д. 23-25).
Решением комиссии администрации Центрального района г. Барнаула Алтайского края истцу отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленным п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: нахождение в собственности истца иного жилого помещения пригодного для проживания (л.д. 7-8).
Судом установлено и стороной истца не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГ Крысова Л.Ф. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес", "адрес" (л.д. 26-27, 48).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа всех полученных доказательств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года и на момент обращения с заявлением о предоставлении выплаты Крысова Л.Ф. имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а также представленным в суд доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
В качестве основания к отмене решения и удовлетворении требований истец ссылается на решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, которым признан недействующим абзац 4 пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, в части слов "и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты".
Вместе с тем ссылка на данное решение не имеет правового значения, поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 51-АПГ15-28 решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ отменено, так как выводы о несоответствии федеральному законодательству абзаца четвертого п. 4 Порядка основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Вследствие чего доводы жалобы о незаконности действий должностных лиц по принятию решений о выплате социальной помощи в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, являются несостоятельными.
Нарушение территориальным управлением мкр. Затон сроков предоставления в комиссию администрации Центрального района г. Барнаула Алтайского края заявления истца не является основанием для отмены решения, поскольку истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты по иному основанию.
Доказательств наличия в действиях должностных лиц признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также злоупотребления правом материалы дела не содержат и истцом не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (с учетом уточнения) истца Крысовой Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.