Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года по делу по иску Халманской О. Ф. к администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт квартиры, включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт квартиры,
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире N *** многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. "адрес"
В период с 29 мая по 04 июня 2014 года на территории Быстрянского сельского совета Красногорского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Жилое помещение по указанному адресу оказалось в зоне подтопления. На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района Алтайского края квартира по указанному адресу имеет повреждения в виде намокания и частичного разрушения фундамента, намокания стен, деформации пола и линолеума, квартира признана требующей проведения капитального ремонта.
В связи с необходимостью проведения в квартире капитального ремонта, истец в "данные изъяты" года была включена в список граждан, жилые помещения которых повреждены и требуют капитального ремонта и на получение финансовой помощи на ремонт жилого помещения.
В 2015 году истец обратилась с заявлением в Администрацию Красногорского района о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, однако получила отказ в связи с проведением капитального ремонта в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ года.
С данным отказом истец не согласен, в соответствии с п. 4 Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ года имеет право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта, была включена в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. Постановление Администрации Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ года распространяет свое действие на ремонт жилого фонда многоквартирных домов и жилых помещений, принадлежащих муниципальному жилищному фонду, квартира "адрес" не является муниципальной, ремонт данной квартиры за счет денежных средств, выделяемых на основании постановления *** от ДД.ММ.ГГ года фактически не проводился.
В суде истец, представитель истца иск поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года истцу в иске отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Вывод суда в решении о проведении в многоквартирном доме по ул. "адрес" капитального ремонта необоснован, доказательствами не подтверждён. В соответствии с муниципальным контрактом предусмотрена необходимость проведения аварийно-восстановительных работы жилых домов, в том числе дома "адрес", проведение капитального ремонта данный контракт не предусматривает. Об этом свидетельствуют и акты о приёмке аварийно-восстановительных работ. Фактически по контракту были произведены неотложные аварийно-восстановительные работы жилого дома, капитальный ремонт квартиры истца не производился. Таким образом, суд неправильно установилфактические обстоятельства по делу, что привело к принятию незаконного решения, нарушению прав истца.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу "адрес", в котором квартира N *** на праве собственности принадлежит Халманской О.Ф. попал в зону паводка, поврежден и требует капитального ремонта. В отношении указанного жилого помещения межведомственной комиссией составлен акт, в котором указан объем повреждений, необходимость капитального ремонта.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту - Порядок).
Согласно п.4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п.7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
Согласно п.5 Порядка предоставления гражданам социальных выплат размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет *** тыс. рублей.
В ДД.ММ.ГГ. истец обратился в администрацию Красногорского района с заявлением о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта "адрес", в чём было отказано письмом от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что в течение 2014-2015г. в данном доме производился капитальный ремонт.
Постановлением Администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (далее по тексту - Постановление N576), который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Пунктом 4 Постановления N576 определено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7).Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8).
Пунктом 9 Постановления N576 установлено, что по жилым помещениям муниципального жилищного фонда и многоквартирным домам администрация городского округа или муниципального района направляет в уполномоченный орган:
а) перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества многоквартирного дома (приложение 1), утвержденный главой администрации городского округа или муниципального района;
б) акты обследования межведомственными комиссиями поврежденных многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда;
в) сметные расчеты стоимости капитального ремонта поврежденных многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда;
г) список граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых помещениях муниципального жилищного фонда, жилые помещения которых подлежат капитальному ремонту, утвержденный главой администрации городского округа или муниципального района (приложение 2).
В пункте 12 названного Постановления N576 предусмотрено, что перечень многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, подлежит согласованию с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю и утверждается Губернатором Алтайского края.
Жилое помещение, принадлежащее истцу и расположенное по ул. "адрес", находится в многоквартирном доме, который включен в перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений по Красногорскому району.
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ между Администрацией Красногорского района Алтайского края (муниципальный заказчик) и АКГУП " "данные изъяты"" (технический заказчик) заключен муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, согласно приложению N ***. Определен срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГ. Из приложения N *** в указанному муниципальному контракту следует, что в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту включен и двухэтажный восьмиквартирный жилой дом по ул. "адрес"
ДД.ММ.ГГ между АКГУП " "данные изъяты"", действующего на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ (технический заказчик) и ООО " "данные изъяты"" (генподрядчик) заключен контракт на выполнение комплекса аварийно-восстановительных работ по объектам, согласно приложению N ***, в соответствии с проектной документацией, определяющей объем и содержание работ и сметой, определяющей стоимость работ. Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГ. В соответствии с п. 5.3.1 контракта в обязанности генподрядчика входило выполнение работ в объеме в соответствии со сметами и строительными нормами и правилами, приемка выполненных работ осуществляется путем проведения приемочной комиссии и подписанием акта сдачи-приемки работ. Из приложения N *** к контракту от ДД.ММ.ГГ следует, что в перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту включен двухэтажный восьмиквартирный жилой дом по ул. "адрес"
Распоряжением Губернатора Алтайского края N ***-р от ДД.ММ.ГГ года утвержден перечень жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных жилых домов, поврежденных во время наводнения в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края и требующих капитального ремонта и список граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилого фонда и многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту. В указанный перечень включен жилой дом по ул. "адрес", площадь жилых помещений, подлежащих ремонту, в список, проживающих лиц в квартире N *** включена Халманская О.Ф.
В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГ изменены сроки выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов и установлены до ДД.ММ.ГГ.
Из дефектной ведомости, являющейся приложением к ату обследования поврежденного имущества от ДД.ММ.ГГ и составленной ООО ПИ " "данные изъяты"" усматривается, что в доме по "адрес" необходимо проведение демонтажных работ цокольной части наружных стен от разрушающихся элементов кладки, дощатых полов, в том числе лаг, заполнения дверных проемов, поврежденных кирпичных столбиков основания полов, вывоз грунта и строительного мусора из подпольного пространства, демонтаж штукатурного слоя стен на высоту *** см. от уровня пола. Также необходимо выполнение ремонтных работ в виде ремонта кирпичной кладки цоколя, окраски цоколя, уплотнение грунта основания щебнем, устройство деревянных полов на всей площади по кирпичным столбикам высотой *** м., устройство плинтусов, устройство основания под линолеумом из листов твердой ДВП толщиной *** мм, устройство покрытия пола из гомогенизированного линолеума, выполнение штукатурки, шпатлевки стен, водоэмульсионной окраски стен, устройство дверей наружных металлических и внутренних дверных, устройство отмостки по всему периметру из бетона, ремонт крылец, просушка помещения и конструкций тепловыми пушками.
Указанная дефектная ведомость согласуется с актами обследования поврежденных объектов от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ и содержит перечень необходимых работ по устранению имеющихся повреждений как в квартире N ***, так и полностью в доме "адрес", отраженных в актах.
Из актов приемки выполненных работ N *** от ДД.ММ.ГГ, N *** от ДД.ММ.ГГ, N *** от ДД.ММ.ГГ, N *** от ДД.ММ.ГГ, подписанными техническим заказчиком АКГУП " "данные изъяты"" и генподрядчиком ООО " "данные изъяты"" следует, что в многоквартирном доме по ул. "адрес" проведены работы по капитальному ремонту, в том числе работы по разборке покрытий полов дощатых, разборке оснований покрытия полов лаг из досок и брусков, разборке оснований покрытия полов кирпичных столбиков под лаги, разборка плинтусов, отбивка штукатурки с поверхностей стен и потолков, демонтаж дверных коробок в каменных стенах, срезка верхнего заиленного слоя грунта основания под полы с обратной подсыпкой песчаным грунтом, разборка грунта внутри многоквартирного жилого дома в котлованах, штукатурка поверхностей внутри здания, кладка внутренних кирпичных стен, устройство ленточной тепло и звукоизоляции под лаги из древесноволокнистых плит, устройство покрытий дощатых, устройство плинтусов деревянных, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в каменных стенах, окрашивание водоэмульсионными красками.
Из реестра выполненных работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ следует, что в доме по ул. "адрес" ремонтно- восстановительные работы выполнены в полном объеме.
Суд в решении пришёл к выводу о том, что в многоквартирном жилом доме по ул. "адрес" проведен капитальный ремонт в соответствии с порядком его проведения, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края N 576 от 23.12.2014 года.
Таким образом, право истца на получение социальной помощи на капитальный ремонт поврежденного при чрезвычайной ситуации жилого помещения реализовано путем выработки комплекса мер, предусмотренных Постановлением N576 и заключения соответствующего муниципального контракта и договора подряда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку обоснованны, подтверждаются материалами дела.
Доводы истца, что фактически капитальный ремонт в принадлежащем ему указанном жилом помещении муниципальным контрактом не был предусмотрен и не проводился, опровергаются содержанием муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ., которым предусмотрено проведение именно капитального ремонта объектов, согласно Приложению N *** в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера ( л.д. 52-56, 70).
Кроме того, исходя из требований вышеприведённых норм и установленных по делу обстоятельств, не проведение капитального ремонта квартиры в установленный срок, либо его проведение не в полном объёме не является основанием для включения истца в список граждан на получение социальных выплат.
Так, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года Порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка предусмотрено (п.2), что его действие не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23 декабря 2014 года N 576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка".
Право истца на получение социальной помощи на капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения, реализовано путем включения его квартиры N "адрес" в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в порядке, установленном Постановлением N576.
Следовательно, при включении принадлежащего истцу жилого помещения по ул. "адрес" в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту на основании Постановления N576, права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт этого же жилого помещения истец не имеет.
Доводов, влекущих отмену судебного решения, жалоба не содержит, в связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.