Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Александровой Н.А.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2015 г., которым постановлено:
Исковое заявление Х.М.М. удовлетворить частично.
Решение администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан об отказе в проведении обследования жилого дома, расположенного по адресу адрес, признать незаконным.
Акт обследования межведомственной комиссией жилого дома от дата и заключение N ... от дата о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания признать незаконным и отменить.
Признать Х.М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Х.М.М. дата рождения обратилась в суд с иском к Главе администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным отказа администрации муниципального района Ишимбайский район РБ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, признании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии незаконными и их отмене.
В обоснование иска указано, что на основании договора дарения от дата истица является собственником жилого дома площадью ... кв.м. дата постройки, расположенного по адресу: адрес. В данном доме проживает одна с дата, является вдовой участника Великой отечественной войны Х.Х.Ю. Из-за ветхости дом непригоден для проживания.
дата по заявлению истицы межведомственной комиссией администрации MP Ишимбайский район РБ проведено обследование жилого дома, по результатам которого сделано заключение о пригодности дома для постоянного проживания.
Не согласившись с актом обследования и составленным на его основе заключением межведомственной комиссии, истица обратилась в ООО "ПромЭкспертиза" с просьбой об обследовании дома, по результатам которого техническое состояние строительной конструкции жилого дома оценено как недопустимое. Физический износ дома составляет ... %, нормативный срок эксплуатации несущих и ограждающих конструкций дома истек, дом не соответствует нормативным требованиям по объемно-планировочным решениям, пожарной безопасности, теплотехническим и инженерно-техническим требованиям и не пригоден для проживания.
С учетом результатов независимой экспертизы истица обратилась в администрацию с заявлением о повторном обследовании жилого дома, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выделении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ дата принято решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку заключением межведомственной комиссии от дата дом признан пригодным для проживания, оснований для повторного обследования не имеется.
Истица полагала, что межведомственной комиссией нарушен порядок признания спорного помещения пригодным для постоянного проживания, детального инструментального обследования не проводилось, комиссия ограничилась визуальным обследованием, что послужило причиной выдачи необоснованного заключения и последующего отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на социальную поддержку вдовы участника ВОВ.
С учетом вышеназванных обстоятельств Х.М.М. просила признать незаконным отказ главы администрации муниципального района Ишимбайский район РБ в удовлетворении заявления о проведении оценки соответствия жилого дома установленным требованиям и принятии решения в порядке, предусмотренном п.47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N ... ; признать незаконным и отменить акт обследования межведомственной комиссией жилого дома N ... от дата и заключение N ... от дата о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания; признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать за ней право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Ф.Т.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Х.М.М. - А.Д.Х. в судебном заседании возражала против апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части признания Х.М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признания за ней права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иных норм для признания данной категории граждан нуждающейся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрено.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации (в частности, Федеральный закон "О ветеранах").
Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрен ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Судом установлено, что истица Х.М.М. дата рождения является тружеником тыла, вдовой участника Великой отечественной войны Х.Х.Ю. дата рождения, умершего дата, имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих, что подтверждается соответствующими удостоверениями. Кроме того, Х.М.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Х.М.М. на праве собственности принадлежит деревянный жилой дом дата постройки, расположенный по адресу: адрес. Общая площадь жилого дома составляет ... кв. м.
Письмом главы администрации MP Ишимбайский район от дата N ... Х.М.М. отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении, поскольку ее жилой дом находится в удовлетворительном техническом состоянии, отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, признан пригодным для постоянного проживания.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о признании Х.М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, ввиду следующего.
В решении суда указано, что техническое заключение ООО "ПромЭкспертиза" N ... по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: адрес суд считает допустимым, достоверным и достаточным доказательством непригодности спорного жилого дома для постоянного проживания.
Однако, данное заключение не может являться основанием для признания жилого помещения Х.М.М. непригодным и применяться судом в качестве доказательства, поскольку ООО "ПромЭкспертиза" не является уполномоченным лицом, решающим вопрос о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания.
Более того, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания не входит в компетенцию суда.
При этом, вышеуказанное заключение составленное ООО "ПромЭкспертиза", не признает жилое помещение Х.М.М. непригодным, а лишь оценивает его техническое состояние и остаточную стоимость дома в использовании. Выводы о том, что жилое помещение Х.М.М. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, отсутствуют.
Согласно ст. 12 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания.
В соответствии с п.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы, а также в целях недопущения злоупотребления гражданами правом на жилище и преследования корыстных целей, Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).
Также в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что судам надлежит иметь ввиду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, и проживающий в нем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета он не подлежит.
Обязанность по обследованию жилого дома и признания его непригодным для проживания в соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, возложена на орган местного самоуправления, который, в рамках своих полномочий, создает межведомственную комиссию и производит обследование жилого дома, выносит заключение о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания.
Таким образом, компетентным органом по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания является Межведомственная комиссия.
Ответственность за принятое решение или за его последствия несет межведомственная комиссия, переложение обязанности межведомственной комиссии на иных лиц является незаконным.
Нормы действующего жилищного законодательства обязывают межведомственную комиссию проводить обследование жилого помещения и выносить соответствующее заключение.
В связи с тем, что принятие решения о пригодности (непригодности) дома для проживания находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления и межведомственной комиссии, у суда не имелось оснований для принятия решения о признании Хасановой М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
В силу изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит. В остальной части судебное решение не обжалуется, и оснований для выхода за пределы доводов жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить в части признания Х.М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признания за ней права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Х.М.М. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на социальную поддержку виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи: Н.А. Александрова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Совина О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.