Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Свистун Т.К. и Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Сулейманове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., выслушав объяснения Киракосян ... , Улиханян ... и прокурора Фахретдинову ... , возражавших удовлетворению жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Киракосяна ... и Улиханян ... в интересах Киракосян ... обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка по обращению Улиханян ... о нарушении жилищных прав её несовершеннолетнего сына Киракосян ... В ходе проведения проверки установлено, что Киракосян ... Улиханян ... , Киракосян ... , Киракосян ... , проживают по адресу: адрес.
Согласно справке от 28 мая 2014 года серии МСЭ-2013 N2073144 Киракосян ... является ребенком-инвалидом. Из заключения врачебной комиссии N 129 Республиканской психиатрической больницы N 1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 13 июня 2013 года следует, что Киракосян ... по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 и на дополнительную жилую площадью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа от 31 декабря 2013 года N 1304 Киракосян ... принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, и по состоянию здоровья включен во внеочередной список нуждающихся в получении жилого помещения.
Просили обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Киракосяну 1, дата рождения, по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права Киракосян ... на дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено решение от 10 июня 2015 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Киракосяна ... , Улиханян ... также в интересах Киракосяна ... к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Данным решением ответчика обязали предоставить Киракосяну ... , дата рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилого помещения, с учетом права Киракосяна ... , на дополнительную жилую площадь, но не менее 28,00 кв.м.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит в апелляционной жалобе отменить его, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления. Полагает, что обеспечение таких категорий граждан, как Киракосян ... может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, и в соответствии с п. 3 к ним относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817.
Согласно пункту 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что Киракосян ... является инвалидом и имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь, а обязанность обеспечения Киракосяна ... жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела усматривается, что Киракосян 1 является ребенком - инвалидом, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой серии МСЭ - 2013 N 2073144 от 01 июня 2014 года.
Согласно заключению врачебной комиссии от 13 июня 2013 года N 129, выданному Республиканской клинической психиатрической больницей N1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Киракосян ... по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно части 1 статьи 51, части 2 пункта 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 и право на пользование дополнительной жилой площадью на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республика Башкортостан от 31 декабря 2013 года N 1304 Киракосян ... включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Однако доказательств, подтверждающих то, что Киракосян ... в настоящее время обеспечен жилым помещением, в материалах дела не имеется.
Согласно справке о регистрации N 110 от 02 апреля 2014 года Киракосян ... вместе с матерью Улиханян ... , отцом Киракосян ... и братом Киракосян ... зарегистрированы по адресу: адрес
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Борисовой ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 сентября 2007 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2015 года установлено, что Улиханян ... с составом семьи: Киракосян ... , Киракосян ... и Киракосян ... , зарегистрированные и проживающие по адресу: адрес, ведут раздельное хозяйство и являются отдельной семьёй.
Судебной коллегией установлено, что мать Киракосян ... - Улиханян ... является нанимателем указанного жилого помещения на основании договора найма жилого помещения с 2012 года.
Согласно имеющимся в материалах дела уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах Улиханян ... , Кирокосян ... , Киракосян ... и Киракосян ... не имеют в собственности жилого помещения.
Исходя из норм статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 130-з "О социальной поддержке инвалидов Республики Башкортостан", статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ, руководствуясь Постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 и от 21 декабря 2004 года N 817, которыми утверждены перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире, а также заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Киракосяна ... к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
При этом суд правильно исходил из того, что Киракосян ... является ребенком - инвалидом и имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном вышеназванным постановлением N 378, при котором с ним совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При наличии такого заболевания Киракосян ... обладает правом на дополнительную площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение таких категорий граждан, как Киракосян ... может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации, несостоятелен.
Согласно статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. В данном случае Киракосян ... обратился к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, суд обоснованно возложил на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан Республики Башкортостан обязанность по предоставлению ему жилого помещения с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного решения. В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи: Т.К. Свистун
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.