Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Куловой Г.Р.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каримова Р.Р. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
в удовлетворении требований Каримова Р.Р. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании действий незаконными - отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Каримов P.P. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа.
В обоснование указал, что обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ... , земельный участок N ... , кадастровый номер ... Рассмотрев заявление Каримову P.P., Управлением отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, в частности, акта ввода в эксплуатацию, полагая, что спорный объект недвижимости является многоквартирным жилым домом. Заявитель считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Просил суд признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... , выраженный в Уведомлении от ... за N ... ; обязать устранить допущенное нарушение.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Каримов Р.Р. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что при обращении в Управление предоставил все необходимые документы для регистрации права собственности, и подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и содержащие его описание - кадастровый паспорт здания, назначение: индивидуальный жилой дом; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Каримова Р.Р. - В.Д.А. и Ш.Г.Ф., поддержавших жалобу, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан В.Э.Р., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу положений статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 17 указанного Федерального закона органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки.
Приказом Минюста Российской Федерации от 01 июля 2002 года N184 утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 32 указанных рекомендаций установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Рекомендуется также проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа, обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт, наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (пункт 38 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. При этом, положения указанной статьи возлагают на государственного регистратора обязанность принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения государственный регистратор обязан выдать или направить заявителю, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав, о чем заявителю также направляется письменное уведомление.
Судом установлено, что Каримов P.P. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением от ... о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ... , этажность: ... этажа, общая площадь ... кв.м, местоположение: ...
Управление Росреестра по Республике Башкортостан сообщением от ... N ... отказало в государственной регистрации права собственности на жилой дом, указав на непредставление документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимых для такой государственной регистрации.
Как следует из расписки от ... , обращаясь с заявлением о государственной регистрации права заявитель представил в Управление кадастровый паспорт здания от ... N ... , договор аренды (субаренды) земельного участка от ... N ... , квитанцию об оплате от ... N ... , о чем в книге учета входящих документов N ... сделана запись N
... государственным регистратором регистрация по делу правоустанавливающих документов приостановлена на срок до ... , в связи с подачей заявления представителя заявителя о приостановлении государственной регистрации прав для предоставления дополнительных документов.
Согласно ответу Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа от ... N ... , поступившему ... согласно расписке N ... , разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на вышеуказанный объект недвижимого имущества не выдавалось.
Территориальный участок г.Уфы ГУП "БТИ" Республики Башкортостан в ответе от ... N ... , поступившему ... согласно расписке N ... , указывает, что данными об объекте капитального строительства на вышеуказанный объект недвижимого имущества не располагает.
Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа (в ответе от ... N ... , сообщает, что по результатам осмотра и установления фактического использования земельного участка, произведенного специалистом отдела муниципального земельного контроля УЗР АГО г.Уфа, установлено, что на данном земельном участке находятся два двухэтажных объекта жилищного строительства, один из объектов капитального строительства имеет две входные группы. К письму приложен акт осмотра от ... N ... с фототаблицами.
Согласно ответа кадастрового инженера Д.Е.В. от ... N ... , при проведении натурного обследования было выявлено, что данное здание состоит из двух этажей и предназначен для проживания одной семьи, в результате назначение здания определено как объект индивидуального строительства. Данный ответ представлен в Управление представителем заявителя по доверенности Ш.Г.Ф., что подтверждается распиской от ... N ...
По результатам проведенной правовой экспертизы всех представленных на государственную регистрацию документов, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, государственным регистратором принято решение, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от ... N ... , при принятии которого государственный регистратор руководствовался следующими нормами закона.
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом, согласно пункта 4 указанной статьи документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ... разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В силу взаимосвязанных положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Разрешая требования Каримова Р.Р., суд исходил из того, что обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав, он не представил разрешение уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем оспариваемое решение прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы о том, является ли спорный объект многоквартирным жилым домом или индивидуальным жилым домом, ... Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан по делу назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта АНО "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу - Уфа" N ... , жилое строение площадью ... кв.м, расположенное на земельном участке N ... с кадастровым номером ... , по адресу: ... , является индивидуальным жилым домом.
Таким образом, требование Управления о предоставлении заявителем акта ввода объекта в эксплуатацию, является незаконным.
Между тем, в соответствии со ст.178 КАС РФ, суд может выйти за пределы административного искового заявления в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Согласно ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами жалобы (представления) и возражений относительно них.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что ранее за Каримовым Р.Р. зарегистрировано право собственности на 2-этажный жилой дом, общей площадью ... кв.м, расположенный на земельном участке ... с кадастровым номером ... , по адресу: ...
Таким образом, на одном земельном участке заявителя расположены два индивидуальных жилых дома.
Под индивидуальным жилым домом согласно части 3 статьи 48 и пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.
Размещение на одном (без межевания) земельном участке двух индивидуальных жилых домов законом не предусмотрено, поскольку может привести к нарушению градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявления Каримова не имеется.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Г.Р. Кулова
Т.Е. Фролова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.