Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Портянова А.Г.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе И.О.А. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 16 декабря 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления И.О.А. к администрации ... , Управлению земельных и имущественных отношений администрации ... о признании незаконным действия органа местного самоуправления отказать.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
И.О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ... о признании незаконным действия органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что дата истец обратился в администрацию ... с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... , прилегающего к принадлежащему истцу земельному участку, расположенному по адресу: адрес, где проживает И.О.А. и члены его семьи, в том числе отец И.А.Х., имеющий право на первоочередное предоставление земельного участка как инвалид III группы.
дата письмом Управления земельных и имущественных отношений администрации ... от дата N ... в предоставлении участка в аренду отказано на основании того, что данный участок И.О.А. не был ранее предоставлен в целях ведения личного подсобного хозяйства.
И.О.А., ссылаясь на пп.14 ч.2, ч.1 ст.39.6 ЗК Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указывал, что участок может быть предоставлен ему в аренду на 20 лет без проведения торгов.
Испрашиваемый участок с кадастровым номером N ... расположен в рекреационной зоне Р-2, в которой запрещено индивидуальное жилищное строительство, но разрешено ведение подсобного хозяйства. У истца нет потребности в обеспечении жилой площадью (нет необходимости вставать на учет, как нуждающимся в жилой площади), так как они проживают в доме с достаточной жилой площадью. И.О.А. необходим только земельный участок для использования по виду разрешенного использования - ведение подсобного хозяйства.
С учетом изложенного, И.О.А. просил признать действия администрации ... , выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 1197 кв.м, незаконным; обязать администрацию ... заключить с И.О.А. договор аренды указанного земельного участка.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, И.О.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования. В обоснование своей жалобы указывает, что дополнительные условия (в т.ч. нуждаемость инвалида) при предоставлении земельного участка законом не установлены; внести изменения в кадастровый паспорт относительно вида разрешенного использования может только собственник земельного участка, а не истец. Также указывает, что отказ администрации ... не был обоснован нормами ст. 39.16 ЗК Российской Федерации.
Административный ответчик, извещённый о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился.
Изучив материалы дела, выслушав И.О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 ЗК Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подп. 14, 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае:
- предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
- предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.18 ЗК Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что И.О.А. не нуждается в улучшении жилищных условий, оснований для постановки его на жилищный учет не имеется, поскольку он проживает в доме с достаточной жилой площадью, следовательно, оснований для предоставления административному истцу земельного участка без проведения торгов в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда, поскольку считает его верным.
Так, судом первой инстанции установлено, что И.О.А. является собственником земельного участка общей площадью 430 кв.м с кадастровым номером N ... с разрешенные использованием для ведения садоводства, расположенным по адресу: адрес, и расположенного на указанном земельном участке жилого дома площадью 205 кв.м.
дата И.О.А. обратился в администрацию ... с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером N ...
Письмом Управления земельных и имущественных отношений администрации ... от дата И.О.А. отказано в предоставлении указанного земельного участка с указанием на нормы Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", ст. 80 ЗК Российской Федерации. Кроме того, согласно документу градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне "Р-2", предназначенной для пассивного отдыха, объектов здравоохранения; для размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны, также для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Зоны рекреационного назначения включают существующие территории предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур. Однако И.О.А. указанный земельный участок не был ранее предоставлен в целях ведения подсобного хозяйства.
Дополнительно административному истцу доведено до сведения, что в соответствии со ст. 39.28 ЗК Российской Федерации допускается предоставление земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участки находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Оспаривая данный отказ Управления земельных и имущественных отношений администрации ... И.О.А. указывал, что в составе его семьи имеется инвалид III группы, в связи с чем он имеет право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Вместе с тем, из анализа выше приведенных норм Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
И.О.А. не представил суду доказательств, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий.
Как следует из разъяснений, данных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Республики Башкортостан за второй квартал 2008 года, утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 г., при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
Вместе с тем, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 2986-О, от 23 апреля 2015 г. N 772-О выражена правовая позиция, согласно которой оспариваемая норма ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка без предоставления документов, подтверждающих признание его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Кроме того, ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений, о чем указано также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет целевого назначения для индивидуального жилищного строительства и в принципе не требовался административному истцу для индивидуального жилищного строительства, а был необходим для ведения личного подсобного хозяйства, судебная коллегия отклоняет, поскольку в территориальной зоне "Р-2", к которой относится спорный земельный участок, возможность выбора и присвоения вида разрешенного использования "для ведения подсобного хозяйства" отсутствует.
Как следует из ответа Управления земельных и имущественных отношений администрации ... и подтверждается Правилами землепользования и застройки городского округа ... , утвержденных Решение Совета городского округа ... от дата N ... , в указанной зоне "Р-2" допускается размещение существовавших территорий, предоставленных, в том числе для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства.
Истребуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без указания вида разрешенного использования только дата, то есть после утверждения Правилами землепользования и застройки городского округа ... , следовательно, не может быть отнесен к существующим территориям, предоставленным ранее для ведения подсобного хозяйства как И.О.А., так и любому другому лицу.
При таких обстоятельствах, действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка И.О.А. без проведения торгов, нельзя признать незаконными, поскольку они совершены уполномоченным лицом в рамках его компетенции с соблюдением требований земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в отказе административного ответчика не указано ни одно из оснований, предусмотренных ст. ст. 39.16 ЗК Российской Федерации, не могут быть положены судебной коллегией в основу отмены решения суда, поскольку сам по себе отказ как решение органа местного самоуправления не обжаловался, в связи с этим отсутствие в тексте письма Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа ... от дата N ... ссылок на нормы ЗК Российской Федерации о незаконности действий ответчика не свидетельствует, поскольку по существу предоставление земельного участка для ведения подсобного хозяйства не возможно.
При этом судебная коллегия отмечает, что И.О.А. обратился в Администрацию ... о предоставлении ему земельного участка на основании подп.14 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, а не подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, что учтено судом при постановлении решения. Однако несмотря на это обстоятельство, удовлетворению требований И.О.А. препятствовало бы размещение земельного участка в зоне, к видам разрешенного использования которой ведение подсобного хозяйства не относится, а отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... является одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Оснований для признания действий Администрации ... незаконными, а, следовательно, и обязании Администрацию ... заключить договор аренды земельного участка, вид разрешенного использования которого не установлен, у суда первой инстанции не имелось, в противном случае, возложение такой обязанности повлекло бы нарушение п. 20 ст. 39.16 ЗК Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы на правильность определения суда не влияют, основаны на неверном толковании норм материального права. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе судом не допущено.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Портянов А.Г.
Фахретдинова Р.Ф.
Справочно: судья Зубаирова С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.