Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Шиловской Н.Ю., Зарочинцевой Е.В.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2016 года гражданское дело N 2-1879/2015 по апелляционной жалобе К. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года по иску К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ) об оспаривании решения, об обязании зачесть периоды работы в льготный стаж, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения истца К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Управления Пенсионного фонда в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ),- Мамалат А.А., третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Дьяченко Е.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга к Управлению Пенсионного фонда в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ), в котором в порядке уточнения требований просил отменить решение N ... от "дата", обязать ответчика включить в льготный стаж период работы с "дата" по "дата" в должности " ... " в Ассоциации "Камчатский коммерческий посредник", период работы с "дата" по "дата" в должности " ... " в ЗАО "Компания Трал", обязать ответчика назначить пенсию с момента достижения возраста, дающего право на получение льготной пенсии - с "дата".
В обоснование заявленных требований истец указал, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.подп. 2, 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением N ... от "дата" ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 15 лет.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга (ГУ) N ... от "дата" истцу было отказано в назначении пенсии в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27, подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, разъяснено право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по достижении возраста 55 лет.
При этом комиссией принят стаж работы истца в должности в " ... ": на Петропаловской базе океанического рыболовства "адрес" (период с "дата" по "дата"), в ЗАО "Компания Атолл-Запад" (периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"), что составило 08 лет 03 месяца в календарном исчислении, а в связи с работой в районах Крайнего Севера в 1,5 исчислении 12 лет 6 месяцев 08 дней.
Также в специальный стаж работы в районе Крайнего Севера ( "адрес") комиссией засчитаны периоды работы общей продолжительностью в календарном исчислении 12 лет 5 месяцев 20 дней при требуемом специальном стаже 15 лет.
Указанный в иске период работы истца в ЗАО "Компания ТРАЛ" в период с "дата" по "дата" не зачтены в льготный стаж работы истца, поскольку работа в данной организации в трудовой книжке не отражена, на индивидуальном лицевом счете истца указанный период отсутствует, по указанному в штампе адресу организация не значится, организация в качестве плательщика страховых взносов не зарегистрирована, сведения об отчислениях в Пенсионный Фонд РФ отсутствуют.
Период работы истца с "дата" по "дата" специалистом отдела ОТР в Ассоциации "Камчатский коммерческий посредник" комиссией не рассматривался, поскольку данная должность не относится к должностям " ... ", отсутствует установленное Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития N 258н от 31 марта 2011 года, подтверждение факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ответчиком установлено, что право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" истец будет иметь при достижении им возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин - 60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта (то есть при зачете 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, возраст назначения пенсии уменьшается на 5 лет (4x15:12), то есть до 55 лет).
Из материалов дела следует, что истцу "дата" исполнилось 50 лет, по состоянию на "дата" его страховой стаж составил 28 лет 05 месяцев 04 дня. При зачете всех указанных им периодов в стаж работы на Крайнем Севере данное положение закона к нему неприменимо, поскольку ему нет 55 лет.
При проверке обоснованности отказа ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии с июля 2011 года, т.е. по достижении истцом 50-летнего возраста, при зачете всех спорных периодов его работы в специальный стаж, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу п. 2 ст. 28.1 вышеуказанного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной, в том числе, подпунктом 2, подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При зачете спорных периодов работы истца в стаж работы на Крайнем Севере истец приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", его стаж работы в районе Крайнего Севера составит 15 лет 4 месяца и 9 дней.
В соответствии с подп. 1 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно трудовой книжке в спорный период с "дата" по "дата" истец работал " ... " в Ассоциации "Камчатский коммерческий посредник", уволен в связи с ликвидацией предприятия.
Адрес Ассоциации "Камчатский коммерческий посредник" в трудовой книжке не указан, не имеется доказательств тому, что истец работал в указанный период в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, в связи с чем данные периоды работы не могут быть включены истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Разрешая вопрос о включении спорного периода работы истца с "дата" по "дата" в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера на основании действовавших в этот период нормативных правовых актов, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Пунктом "и" ст. 12 вышеуказанного Закона было установлено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона (25 лет).
Таким образом, данным законом предусматривалось назначение досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности по достижении 55 лет.
С 01 июня 1993 года действует Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
С 01 июня 1993 года по 31 декабря 2009 года действовало положение ст. 29 указанного закона, предусматривающее приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях трудовую деятельность, дающую право на пенсию в связи с особыми условиями труда при определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также статьей 29 закона было предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, право на досрочную пенсию с 50 лет в связи с работой не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет было введено с 01 июня 1993 года. До указанной даты право на пенсию в соответствии с пунктом "и" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" возникало лишь с 55 лет.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности зачесть спорный период работы истца с "дата" по "дата" по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии подп. 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ N 258н от 31 марта 2011 года, данный порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 3 данного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом - на основании сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 Порядка в разделе "Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица" предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности), о выполнении нормы рабочего времени и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Рассматривая вопрос о возможности включения периода работы истца в специальный трудовой стаж после постановки его на персонифицированный учет ( "дата"), судебная коллегия исходит из следующего.
Сведения о периодах работы истца с "дата" имеются в выписке из лицевого счета застрахованного лица от "дата".
Между тем, из материалов дела следует, что указание на период работы истца с "дата" по "дата" в ЗАО "Компания Трал" на индивидуальном счете истца отсутствует.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых в пенсиях Российской Федерации" предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
В то же время, в соответствии со ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
На основании ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы.
В трудовой книжке истца период работы в ЗАО "Компания Трал" не отражен.
Истцом представлена в качестве доказательства работы в районе Крайнего Севера справка ЗАО "Компания ТРАЛ" N ... от "дата", согласно которой истец работал в данной компании в "адрес" с "дата" по "дата" на судах флота рыбной промышленности полный рабочий день в должности " ... " ЗАО "Компания ТРАЛ" находится на территории "адрес"; ИНН, ОГРН выдавшей справку организации в ней не указаны.
В качестве основания выдачи справки указаны приказы о приписке судов, свидетельство о праве собственности на судна, реестр флота, Устав службы на судах рыбной промышленности, лицевые бухгалтерские счета за "дата"., приказы по отделу кадров за "дата"., техническая спецификация судов.
Табели учета рабочего времени, иные документы по учету рабочего времени в числе основания для выдачи справки не указаны, копии данных документов суду не представлены.
По сообщению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Петропавловске-Камчатском от "дата" проверить период работы истца в ЗАО "Компания ТРАЛ" с "дата" по "дата" не представляется возможным, поскольку организация в ПФР в "адрес" не зарегистрирована.
Согласно ответу Инспекции Федеральной налоговой службы по "адрес" N ... от "дата", в едином государственном реестре юридических лиц не содержатся сведения в отношении ЗАО "Компания Трал".
В архивной справке МКУ "Петропавловск-Камчатский городской архив" N ... от "дата" указано, что документы ЗАО "Компания ТРАЛ" за период "дата" по "дата" на хранение в архив не поступали.
Согласно сообщению ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" N ... от "дата" истец в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" не работал, в архиве порта не имеется документов ЗАО "Компания ТРАЛ".
При отсутствии доказательств существования организации, выдавшей истцу справку, а также отсутствие ссылки в справке на документы об учете рабочего времени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данная справка является недопустимым доказательством постоянной работы истца в районе Крайнего Севера в условиях полного рабочего дня.
Таким образом, истцом не доказан как сам факт существования организации ЗАО "Компания ТРАЛ", выдавшей ему справку, так и осуществления им трудовой функции постоянно в условиях полного рабочего дня в период с "дата" по "дата" в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.