Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Грибиненко Н.Н.,
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2015 г. гражданское дело N 2-4452/15 по апелляционной жалобе КОО Ф3 Оперу Лимитед на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 г. по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защите интересов не определенного круга лиц, к КОО Ф3 Оперу Лимитед об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя КОО Ф3 Оперу Лимитед - " ... " поддержавшей доводы жалобы, прокурора Спассковой Т.А., полагавшей доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КОО Ф3 Оперу Лимитед об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить причины превышения нормативов сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск 2 ( "адрес") с превышением нормативов допустимого сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от "дата" N ... , обязании в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на недопустимость превышения нормативов, установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от "дата" N ... на выпуске 2 ( "адрес") при сбросе сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", взыскании государственной пошлины в доход государства в размере " ... " руб.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности КОО Ф3 Оперу Лимитед выявлены нарушения при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации с превышением установленных нормативов по качеству сточных вод.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 г. исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены, на КОО Ф3 Оперу Лимитед возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить причины превышения нормативов сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск 2 ( "адрес") с превышением нормативов допустимого сброса сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от "дата" N ... ; в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на недопустимость превышений нормативов, установленных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от "дата" N ... , на выпуске 2 ( "адрес") при сбросе сточных вод в канализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Также с КОО Ф3 Оперу Лимитед в доход государства взыскана государственная пошлина в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе КОО Ф3 Оперу Лимитед просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КОО Ф3 Оперу Лимитед осуществляет сброс сточных вод в системы коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от "дата" N ... -О-ВО, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Согласно извещению N ... ( N ... от "дата"), отбору проб от "дата", предприятием КОО Ф3 Оперу Лимитед в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам:
- выпуск 2 ( "адрес") алюминий, взвешенные вещества, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, СПАВ (анионные), фенолы, ХПК, цинк.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии со стороны ответчика нарушений в сфере природоохранного законодательства Российской Федерации, влекущего негативное воздействие на окружающую среду.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N167; Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, вступившими в законную силу 14 августа 2013 г., за исключением раздела VII, вступившего в силу с 1 января 2014 г., а также Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 1 июня 2000 г. N 11.
Согласно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 63 названных Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Кроме того, запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
В пункте 88 Правил указано, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.
На основании п. 93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Согласно пункту 5.1 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 1 июня 2000 г. N 11, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно п. 114 Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Согласно Приказу Росстата от 1 октября 2010 г. N 336 к водоохранным сооружениям относятся: станции для очистки производственных и коммунальных сточных вод; другие сооружения первичной стадии очистки сточных вод, которые не входят в комплекс станций; береговые и плавучие станции по приему и очистке балластных и льяльных (подсланевых) вод, а также хозяйственно-бытовых стоков и мусора; системы оборотного водоснабжения; сооружения и установки по доочистке сточных вод, включая и земледельческие поля орошения; опытные установки и цеха, связанные с разработкой методов очистки сточных вод; установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков; системы канализации городов; основные коммуникации (коллекторы) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружения на них: станции перекачки, станции по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм) с последующей передачей их на станции очистки.
Водоохранные сооружения отнесены к сооружениям по сбору и очистке сточных вод п. 3 Раздела 1 Письма Министерства Финансов РФ N ПЗ-7/2011.
В Санкт-Петербурге нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25 ноября 1996 г. N 201.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2012 г. N 148 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, которые не распространяются на исполнителей коммунальных услуг, а также абонентов, в отношении которых установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Как следует из извещения N ... от "дата" на выпуске N ... установлен сверхнормативный сброс сточных вод по ряду веществ по сравнению с нормативами допустимых концентраций веществ, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2012 г. N 148 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга", при этом приведены данные фактической концентрации, данные допустимой концентрации, установленной названным Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2012 г. N 148, и данные допустимой концентрации, установленной в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644.
Приложением N 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644) предусмотрено максимальное допустимое значение показателя и (или) концентрации загрязняющих веществ в натуральной пробе сточных вод. На территории субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга установлены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, в размере меньшем, чем максимальное допустимое значение этих показателей, определенное в указанном Приложении Правил холодного водоснабжения и водоотведения, что свидетельствует о принятии дополнительных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
С учетом вышеизложенных установленных в суде первой инстанции обстоятельств, положений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и водного законодательства, а также учитывая, что вышеназванные исследования были произведены уполномоченными на то лицами, с соблюдением правил и норм действующего законодательства, результаты которых ответчиком не оспорены, правильным является вывод суда о допущении ответчиком нарушений требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по принятию мер для выявления причин сброса сточных вод ненадлежащего качества и по устранению этих причин, установив ответчику для этого разумный срок.
Ссылку в жалобе на то, что отборы проб произведены с нарушением требований действующего законодательства, коллегия считает несостоятельной, поскольку ссылаясь на указанное обстоятельство, ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства обоснованности указанных доводов.
Доводы ответчика о том, что на момент вынесения решения мероприятия проведены и спор отсутствует, несостоятельны, поскольку доказательства, с достоверностью подтверждающие исправление ситуации, материалы дела не содержат.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, правильно установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.