Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Медведкиной В.А.,
с участием прокурора
Спассковой Т.А.,
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2015 г. гражданское дело N 2-270/15 по апелляционной жалобе Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2015 г. по иску ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С. о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, выселении из жилого помещения, обязании произвести определенные действия, встречному иску Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий и решений, обязании заключить договор социального найма.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения ответчика Иванцовой А.С., представителя ответчиков Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С. - " ... " поддержавших доводы жалобы, представителя истца ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ - " ... " возражавшей по доводам жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обратилось в суд с иском к Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С., в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просило: признать решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России N ... от "дата" о предоставлении Иванцову С.А. и членам его семьи - Сашниковой С.А., Иванцовой А.С. жилого помещения по адресу: "адрес" общей площадью " ... " кв.м, по договору социального найма - недействительным; выселить Сашникову С.А. и Иванцову А.С. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; обязать Сашникову С.А. и Иванцову А.С. закрыть финансовый лицевой счет, сдать ключи в эксплуатирующую компанию, сняться с регистрационного учета и представить в Управление документы, подтверждающие освобождение занимаемого жилого помещения для перераспределения другому военнослужащему (л.д. " ... ").
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что на момент увольнения с военной службы, исключения из списков части "дата" у Иванцова С.А. отсутствовало право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (л.д. " ... ").
Сашникова С.Н., Иванцова А.С. предъявили встречный иск, в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили: признать незаконным и подлежащим отмене решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ... об отмене решения о предоставлении по договору социального найма квартиры, расположенной по адресу: "адрес" признать незаконным и подлежащим отмене решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ... об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; признать незаконным и подлежащим отмене решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата" N ... о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях; признать незаконными действия начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, связанные с отказом в заключением договора социального найма жилого помещения - отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью " ... " кв.м, расположенной по адресу "адрес" обязать начальника ФГКУ "Западное региональное управление нештатного обеспечения" МО РФ заключить с Сашниковой С.Н. и Иванцовой А.С. договор социального найма квартиры, расположенной по адресу "адрес"л.д. " ... ").
В обоснование заявленных встречных исковых требований указали на то, что С.А., умерший "дата", был с "дата" призван на службу в Вооруженные Силы. "дата", проходя службу в "адрес", получил ордер на право занятия "адрес" в "адрес" на себя и членов своей семьи, жену Л.А. и дочь Н.С. В "дата" брак с Л.А. был расторгнут. С.А. обращался в суд с иском к Л.А. о разделе квартиры, но так как жилая площадь не позволяла (имела смежные комнаты и разделу не подлежала), суд отказал в иске С.А. Решением Командующего войсками округа в "дата" С.А. поставлен на очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади без предоставления справки о передаче квартиры по адресу: "адрес". С.А. "дата" переведен из " ... " к новому месту службы: "адрес" ЛенВО и постановлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади "дата" На момент увольнения по состоянию здоровья выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляла: календарная - " ... " лет " ... " мес, в льготном исчислении - " ... " лет. "дата" между С.А. и С.Н., проживающей на тот период в "адрес", был заключен брак. По решению суда от "дата" С.А. удочерил Иванцову А.С. ( А.А.). С.А. снят с регистрации в "адрес" "дата", с "дата" и зарегистрирован по адресу воинской части в Санкт-Петербурге. В связи с переводом мужа по новому месту службы в Санкт-Петербург С.И. и Иванцова А.С. "дата" снялись с регистрационного учета в "адрес" и зарегистрированы с "дата" по адресу: "адрес", - это служебное жилье, предоставленное С.А. и членам его семьи. Имеющуюся до брака квартиру, находящуюся по адресу: "адрес" С.И. была вынуждена продать в связи с выездом к новому месту прохождения службы мужем. "дата" на заседании жилищной комиссии 35 военного городка С.А. и членам его семьи распределена трехкомнатная квартира общей площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес" Решением N ... о предоставлении жилых помещений по договору социального найми от "дата" ФГУ "Западное региональное Отравление жилищного обеспечения" МО РФ предоставило вышеуказанную квартиру полковнику С.А. и членам его семьи: Сашниковой С.Н. и Иванцовой А.С., обязалось заключить договор социального найма жилого помещения с нанимателем до "дата", что сделано не было (л.д. " ... ").
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены в части, в удовлетворении встречного искового заявления Сашниковой С.Н., Иванцовой А.С. отказано. Сашникова С.Н., Иванцова А.С. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе Сашникова С.Н., Иванцова А.С. просят решение суда в части удовлетворения требований ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отказа в удовлетворении встречного иска отменить принять по делу в указанной части новое решение, ссылаются на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отсутствие правовых оснований для выселения ответчиков, необоснованное применение последствий пропуска срока на обращение в суд со встречным иском.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иванцов С.А. в период прохождения военной службы в войсковой части " ... " Ленинградского военного округа принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в "адрес" с "дата", с учетом состава семьи 3 человека (л.д. " ... ").
"дата" Иванцов С.А. уволен с военной службы и исключен из списков части (л.д. " ... ").
Согласно выписке из протокола N ... от "дата" жилищной комиссией в/ч " ... " С.А. и членам его семьи распределено жилое помещение по адресу: "адрес"
"дата" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на основании согласованного и утвержденного списка о распределении С.А. и членам его семьи жилого помещения по адресу: "адрес" - строительный адрес (милицейский адрес: "адрес") приняло решение N ... о предоставлении указанного жилого помещения с заключением договора социального найма до "дата" (л.д. " ... ").
"дата" при получении ответа из Росреестра, согласно которому за супругой С.А. - С.Н. в период с "дата" по "дата" зарегистрировано право собственности на жилое помещение, общей площадью " ... " кв.м, расположенное по адресу: "адрес", ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России приняты решения N ... об отмене решения N ... от "дата" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. " ... ") и N ... об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма (л.д. " ... ").
Указанные решения направлены С.А. по почте, последним не оспорены (л.д. " ... ").
"дата" в адрес С.А. и членов его семьи направлено уведомление о необходимости освободить жилое помещение по адресу: "адрес", а также повторно направлены решения N ... и N ...
"дата" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО Российской Федерации принято решение N ... о снятии С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по следующим основаниям: в "дата" С.А. от Министерства обороны СССР получил для постоянного проживания по месту прохождения военной службы двухкомнатную квартиру общей площадью " ... " кв.м, жилой площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", указанным жилым помещением С.А. распорядился по своему усмотрению, оставив его бывшим членам семьи (л.д. " ... ").
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается, что на момент постановки на учет в Санкт-Петербурге С.А. и члены его семьи С.И. и А.С. были обеспечены жилым помещением общей площадью " ... " кв.м (на каждого приходилось по " ... " кв.м), что более нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установленной действующим законодательством РФ, следовательно, на момент увольнения с военной службы, исключения из списков части "дата", у С.А. отсутствовало право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации. С.А. и члены его семьи при получении решения N ... от "дата" не представили в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России информацию о владении в период с "дата" по "дата" жилым помещением на праве собственности. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению исковых требований в части выселения ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Рассматривая встречный иск, суд пришел к выводу о том, что встречный иск подан со значительным пропуском срока, установленного действующим законодательством для оспаривания действий и решений государственных органов и должностных лиц, при этом доказательства наличия уважительных причин пропуска срока на обжалование оспариваемых решений ответчиками не представлены.
Судебная коллегия в целом соглашается с правильным по существу решением суда на основании следующего.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены правовые основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Во второй части названной федеральной правовой нормы оговорено, что при наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (содержащей правовые основания и условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7). При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (часть 8).
В пункте 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, перечислены основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, к которым, в том числе относятся: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункты "а" и "б"). Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в том числе и в случае, если жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья (подпункт "д" пункта 10 Правил).
Пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Поскольку судом первой инстанции установлено, что до момента постановки на учет в Санкт-Петербурге ( "дата") С.А., как военнослужащему, с учетом членов семьи на основании договора социального найма было предоставлено жилое помещение в "адрес" (л.д. " ... "), которое в связи с прекращением семейных отношений с Л.А. он не смог сдать (л.д. " ... "), оснований для постановки С.А. на учет в Санкт-Петербурге и предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" не имелось.
На основании п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Учитывая, что на момент постановки С.А. на учет в Санкт-Петербурге в собственности его жены С.Н. находилась квартира по адресу: "адрес" которая отчуждена "дата", суд пришел к правильному выводу о том, что С.А., члены его семьи С.И. и А.С. были обеспечены жилым помещением общей площадью по " ... " кв.м каждый, оснований для постановки на учет А.С. и обеспечения жилым помещением в течение 5 лет с момента отчуждения данной квартиры не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении встречного иска в отсутствие ходатайства ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд необоснованны ввиду следующего.
Протоколом судебного заседания от "дата" (л.д. " ... ") подтверждается, что представителем ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России было заявлено о пропуске истцами по встречному иску срока для обращения в суд, в порядке, предусмотренном ст. 231 ГПК РФ, замечания на протокол судебного заседания не приносились, законом не установлен обязательный порядок подачи письменного заявления о применении последствий пропуска срока для обращения в суд.
Между тем, поскольку суд согласился с обоснованностью основного иска о выселении, дал оценку действиям и решениям ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, поскольку пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки С.А. с членами семьи на учет и отсутствии оснований для предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма, встречный иск направлен на зачет основного иска, коллегия полагает, что суд высказался об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска и по праву.
При этом коллегия также учитывает, что согласно п. 2.1 Приказа Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 г. N 1550 (в ред. от 5 апреля 2011 г.) "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет следующие функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями: принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются нуждающиеся в жилых помещениях); ведение реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределение жилых помещений; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения. При этом по решению Министра обороны Российской Федерации отдельные функции уполномоченного органа могут осуществляться специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации, указанными в пункте 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1455.
Пунктами 1-3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признанию их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
Поскольку порядок приостановления и отмены решений ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской вышеуказанными нормативными актами не урегулирован, данный орган самостоятельно принимает решения о признании нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилых помещений, данный орган вправе при установлении оснований необоснованности принятия своего решения его самостоятельно отменить.
В связи с непредоставлением С.А. и членами его семьи сведений в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о наличии у супруги в собственности жилого помещения и его отчуждении, что привело к намеренному ухудшению жилищных условий семьи, коллегия приходит к выводу о законности решений ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от "дата" N ... об отмене решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, от "дата" N ... об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, от "дата" N ... о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд, приняв решение об отказе в иске ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании недействительным решения N ... от "дата" о предоставлении С.А. и членам его семьи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", по договору социального найма, неправомерно удовлетворил иск о выселении из указанного жилого помещения, заслуживает внимания судебной коллегии.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абз. 2 п. 24 Постановления Пленума от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ). Вместе с тем ЖК Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований ЖК Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК Российской Федерации и части 4 статьи 57 ЖК Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Поскольку вышеуказанные нормы права и разъяснения закона не были приняты во внимание судом первой инстанции, что привело к нарушению прав ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, коллегия полагает, что имеются основания для выхода за пределы доводов жалобы и отмены решения суда в части отказа ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в удовлетворении требований о признании недействительным решения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "дата" о предоставлении С.А. и членам его семьи жилого помещения по адресу: "адрес" кв.м по договору социального найма с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении указанных требований. При этом коллегия исходит из того, что Иванцовым С.А. и членами его были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия на учет, поскольку не указали о наличии у супруги в собственности квартиры, также коллегия полагает неправомерными действия должностных лиц ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ при решении вопроса о постановке на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку Иванцов С.А. был обеспечен от Министерства обороны жилым помещением в "адрес" (л.д. " ... "), при переезде в Санкт-Петербург жилое помещение не сдал (л.д. " ... "), то есть распорядился им по своему усмотрению, что лишало его права на повторное обеспечение жилым помещением на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих"; он был вправе просить о постановке на учет и обеспечении жилым помещением по договору социального найма в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения.
Так как квартира, расположенная по адресу: "адрес" на основании договора социального найма предоставлена военнослужащему и членам его семьи неправомерно, иск о выселении обоснованно удовлетворен судом.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в части отказа ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении требования о признании недействительным решения N ... от "дата" о предоставлении жилого помещения отменить.
Признать недействительным решение ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ... от "дата" о предоставлении Иванцову С.А. и членам его семьи жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общей площадью " ... " кв.м, по договору социального найма.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.