Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Грибиненко Н.Н.,
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 г. гражданское дело N 2-518/15 по апелляционной жалобе Администрации Московского района на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 г. по иску прокурора Московского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя истца - прокуратуры Санкт-Петербурга Спассковой Т.А., представителя третьего лица МА МО МО "Звездное" Тройчанской Е.В., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, а именно в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов с территории земельных участков с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес" Также просил обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, осуществив вывоз отходов с территории вышеуказанных земельных участков и разместить в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства на территории земельных участков с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес", относящимся к землям общего пользования, выявлена несанкционированная свалка строительных отходов, по результатам проверки главе администрации Московского района внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 г. исковые требования прокурора Московского района Санкт-Петербурга удовлетворены.
Судом постановлено: обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов территории земельных участков с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес"
Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в 90-дневный срок со дня вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов территории земельных участков с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес", осуществив вывоз и размещение отходов.
В апелляционной жалобе Администрация Московского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представитель Администрации Московского района на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещены надлежащим образом по факсимильной связи (л.д. " ... "), на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца и представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес", относятся к землям общего пользования, распоряжение которыми осуществляет субъект Российской Федерации - город Санкт-Петербург.
Проведенной прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства на территории земельных участков с кадастровыми номерами: N ... по адресу: "адрес" выявлена несанкционированная свалка строительных отходов, по результатам проверки главе администрации Московского района внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. " ... ").
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что представленными в дело доказательствами подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами: N ... по спорному адресу в настоящее время загрязнены, на данной территории находится несанкционированная свалка строительных отходов. Данная территория в адресную программу санитарной очистки территорий района не включена, в связи с чем, исковые требования об обязании включить спорный адрес в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов территории земельных участков, организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов подлежат удовлетворению.
Коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.п. 2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п.п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя требования прокурора Московского района Санкт-Петербурга, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как установлен факт бездействия ответчика при реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности территории района.
Доводы ответчика, касающиеся предъявления истцами требований к ненадлежащему ответчику, поскольку отметчиком по такому иску должны являться муниципальные образования муниципальных округов, Комитет по природопользованию несостоятельны ввиду следующего.
На основании п. 6.3. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15 февраля 2001 г. "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, Администрация Московского района Санкт-Петербурга наделена полномочиями в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Исходя из указанных норм, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
На основании 2.6 Положения Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2004 г. N 530, одной из основных задач данного Комитета является участие в организации сбора, вывоза, переработки и утилизации промышленных отходов.
Таким образом, именно на администрацию района возложена обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как строительные отходы не являются бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.