Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Медведкиной В.А.,
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2015 г. гражданское дело N 2-4587/15 по апелляционной жалобе Абрамова В.М. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2015 г. по иску Абрамова В.М. к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о перерасчете размера пенсии, взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения истца Абрамова В.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" - Поздеевой К.В., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Абрамов В.М. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил обязать ответчика с "дата" выплачивать ежемесячную пенсию с применением при ее исчислении "понижающего" коэффициента " ... "% в размере " ... " коп., включая в дальнейшем выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, выплатить задолженность по пенсионным выплатам с "дата" по "дата" в размере " ... " коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что он является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсия исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусматривалось, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54% и с 1 января 2012 г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%. Однако федеральным законом действие части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 на 2015 год приостановлено, а размер денежного довольствия на 2015 года установлен 62,12% как в 2014 году, что снижает уровень пенсионного обеспечения.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований Абрамова В.М. отказано.
В апелляционной жалобе Абрамов В.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается неправильное применение судом норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Абрамов В.М. получает пенсию по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата пенсии производится Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга.
Разрешая требования истцов и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что из представленных в материалы дела документов следует, что размер выплачиваемой истцу пенсии с 1 января 2015 г. исчислялся исходя из денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, из расчета 62,12% от размера указанного денежного довольствия, как это предусмотрено пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", расчет размера выплачиваемой истцам пенсии, увеличившейся после применения нового способа ее исчисления от более высокого размера денежного довольствия, с 1 января 2015 г. произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определен состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43), и основания пересмотра размера пенсий, в том числе с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части первой статьи 49).
В связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54 процентов) на 2 процента начиная с 2013 года, так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (часть вторая статьи 43 и пункт "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента обеспечивается Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 также предусмотрена возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ) предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, с 1 января 2015 г. в размере 62,12 процента, а с 1 октября 2015 г - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 10 статьи 8).
Материалами дела подтверждается, что размер выплаченной истцу пенсии в спорный период исчислялся Военным комиссариатом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законом, право истца на пенсионное обеспечение им не нарушено, коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
С 1 октября 2015 г. процентное соотношение пенсии к денежному довольствию увеличено, определяя ежегодное увеличение денежного довольствия в части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, законодатель не устанавливает обязанность по увеличению денежного довольствия именно с 1 января каждого года.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный законодатель обладает достаточно широкой компетенцией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания начисления пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Законодатель, принимая во внимание осуществление в период 2013-2014 годов правового регулирования по установлению величины денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, и стремясь обеспечить его преемственность в условиях приостановления действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, воспроизвел в части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ) значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня, и в последующем предусмотрел, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 названного Закона Российской Федерации, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия
При приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 федеральным законодателем была обеспечена не только разумная стабильность правового регулирования, не допускающая снижение с 1 января 2015 года достигнутой ранее величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, но и закреплен надлежащий механизм, обеспечивающий реализацию пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, в объеме не ниже ранее принятых публично-правовых обязательств (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ), что свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ и части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ в указанном заявителем аспекте (Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 N 2739-О "По запросу Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и части 9 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Исходя из изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.