Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
при секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2016 года апелляционную жалобу С.Р.А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 мая 2015 года по иску С.Р.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках, нуждающихся в постановке на учет в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения С.Р.А. и его представителя Рябовой О.С., поддержавших доводы жалобы, представителей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сухарниковой А.В., представителя УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга Зориной Н.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Р.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках, нуждающихся в постановке на учет в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив все необходимые документы. "дата" решением комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению выплаты сотрудниками истцу было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения. Отказ был мотивирован тем, что в соответствии с п. 16 Правил предоставления единовременной выплаты предоставленные истцом сведения не подтверждают постановку его в период прохождения службы на жилищный учет до "дата" по месту прохождения службы. Истец указывает, что служил в органах внутренних дел с "дата" по "дата", общий стаж службы в календарном исчислении составляет 19 лет 04 месяца 02 дня, в льготном исчислении - 20 лет 04 месяца 02 дня, уволен из ОВД по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. При этом еще в 1999 году он был поставлен в ЖБК на учет сотрудников Невского РУВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесен в индивидуальный список участковых уполномоченных милиции Невского РУВД, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и обеспечению их жилой площадью. В 2006 году истцу предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес" в связи с чем истец был снят с учета, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В октябре 2008 года начальник УМВД по Невскому району ходатайствовал о закреплении за истцом предоставленной квартиры. В июле 2014 года истцом получено требование об освобождении вышеуказанной квартиры. Истец указывает, что ни он, ни члены его семьи не имеют жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, а также отсутствуют помещения, предоставленные по договору социального найма.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года С.Р.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе С.Р.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата, предусмотренная статьей 4 данного Федерального закона (а именно предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения) с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце 2 настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Таким образом, две категории сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел пользуются правом на получение единовременной социальной выплаты: поставленные на учет для получения единой социальной выплаты в период прохождения службы в ОВД и вставшие на учет до 1 марта 2005 в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Истцом заявлены требования о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках, нуждающихся в постановке на учет в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что С.Р.А. проходил службу в органах внутренних дел с "дата" по "дата".
Приказом ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... л/с уволен из органов внутренних дел по ст. 19 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) закона Российской Федерации "О милиции"(т.1, л.д. 16).
Общий стаж службы в календарном исчислении составляет 19 лет 04 месяца 02 дня, в льготном исчислении - 20 лет 04 месяца 02 дня (т.1, л.д. 15).
"дата" истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оформленным протоколом N ... от "дата", истцу в составе семьи из 3-х человек отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что представленные сведения не подтверждают постановку в период прохождения службы на жилищный учет до "дата" по месту прохождения службы (т. 1, л.д. 13-14).
Возражая против заявленных истцом требований, представитель ответчика указывал на то, что истец не относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку он не состоит с 1 марта 2005 года на индивидуальном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчик также указал, что поскольку истец с семьей был зарегистрирован в Выборгском районе Санкт-Петербурга, а проходил службу в качестве участкового-уполномоченного в Невском районе Санкт-Петербурга, ему было предоставлено служебное жилое помещение во исполнение требований приказов МВД России, предусматривающих специальную гарантию для сотрудников ОВД, занимающих должность участкового-уполномоченного. Предоставление истцу служебного жилого помещения не подтверждает факт признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не свидетельствует о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью.
Согласно п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
В соответствии со статьей ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
К такой категории граждан, в соответствии со ст.30 Закона "О милиции", п. 5.3. приказа МВД России от 16.09.2002года N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых-уполномоченных милиции", распоряжением Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2001года N43-р "Об утверждении перечня категорий работников, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него", относятся и лица, исполняющие обязанности участковые уполномоченных милиции (полиции), ввиду возложенных на них обязанностей.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденной приказом МВД России от 18.03.2003 года, для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со стороны сотрудника должен был быть подан соответствующий рапорт, к: которому должны были прилагаться справка из кадрового аппарата, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) проверки жилищных условий (п. 9).
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 служебное жилое помещение предоставляется сотрудникам для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных обязанностей (п.7 Положения), при этом данное право сохраняется и за сотрудниками, имеющими в собственности квартиры, индивидуальные жилые дома, в случае если предоставление такого служебного помещения связано с необходимостью проживания по месту службы (п. 9).
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилого фонда ОВД РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной приказом МВД России от 06.05.2012года N 490 и Инструкции о порядке использования жилых помещений, находящихся в оперативном управлении ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и расположенных в зоне КАД, утвержденной приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18.03.2013 года N 168.
Из материалов дела усматривается, что С.Р.А. (с "дата"), а также его жена С.О.А. (с "дата"), сын С.В.Р. (с "дата"), совместно с матерью истца С.В.Н. были зарегистрированы постоянно проживающими в отдельной однокомнатной квартире общей площадью 33, 63 кв.м, жилой площадью 17,58 кв.м расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (л.д. 83, 85т.1), с "дата" истец и члены его семьи были сняты с регистрационного учета по указанному адресу в связи с переменой места жительства и выездом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" ( л.д. 174,т.1).
Согласно архивной справке о регистрации С.О.А., С.В.Р. с "дата" по "дата" были зарегистрированы постоянно проживающими совместно с родителями С.О.А. - В.А.Н., В.Е.А., сестрой - М.Е.А., мужем сестры - М.О.А. и племянником - М.О.О. в отдельной квартире общей площадью 60,20 кв.м, жилой площадью 43, 10 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", сняты с регистрационного учета по указанному адресу в связи с переменой места жительства и выездом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" ( л.д. 176,т.1).
Согласно справке о регистрации С.Р.А., а также его жена С.О.А., сын С.В.Р. с "дата" зарегистрированы постоянно проживающими в служебном жилом помещении, отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 42,40 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" ( л.д. 25,т.1).
В соответствии со справкой ГУМВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" С.Р.А. с "дата" является пенсионером МВД РФ, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с "дата" по "дата"(л.д. 15), согласно справке УВД Невского административного района Санкт-Петербурга от "дата" С.Р.А. с "дата" по "дата" и с "дата" состоял на службе в органах внутренних дел в должности старшего участкового уполномоченного милиции 23 отела милиции УВД Невского административного района Санкт-Петербурга (л.д. 84,т.1).
Таким образом, истец, зарегистрированный постоянно проживающим в Выборгском административном районе Санкт-Петербурга и состоявший на дату "дата" на службе в органах внутренних дел в должности старшего участкового уполномоченного милиции N ... отела милиции УВД Невского административного района Санкт-Петербурга, в связи с характером трудовых отношений относился к категориям работников, которые имеют право на проживание по месту работы или вблизи от него и. соответственно, на предоставление служебного жилого помещения по месту службы.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2006 года N 731 "О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" ( в редакции, действующей до 31.10.2011 года) на Администрации районов Санкт-Петербурга была возложена обязанность по предоставлению участковым уполномоченным милиции служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 1.3, 4).
Из материалов дела следует, что "дата" истцом подан рапорт о включении его в списки нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения (т.1, л.д. 81).
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии УВД Невского района Санкт-Петербурга "дата" было предоставлено истцу служебное жилое помещение по адресу: "адрес"
"дата" между С.Р.А. и СПб ГУЖА Невского района Санкт-Петербурга на основании распоряжения Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 27.10.2006 года N 1235-р о предоставлении жилых помещений согласно ст.ст.92, 93 100 ЖК РФ был заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 18-19,20).
Согласно Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденной приказом МВД России от 18.03.2003 N 169, сотрудники, поставленные на соответствующий учет, сохраняют свое право состоять на очереди до получения жилого помещения (п. 16), при этом Комиссия ежегодно проводит перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете (п. 15).
Кроме того, согласно приказам МВД России от 05.01.1996 N 18 и 24.05.2003 N345 данная категория граждан подлежит учету, в соответствующих Книгах, признанных документом строгой отчетности (п. 1.2.3 и п. 7 соответственно).
В ходе рассмотрения настоящего спора судом обозревались книги по учету сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, протоколы ЖБК за период с 1998 года по 2002 год, в которых истец не значится.
В списках индивидуального учета сотрудников УВД Невского района Санкт-Петербурга, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилой площади на "дата", на "дата", на "дата", на "дата" С.Р.А. не значился (т. 2, л.д. 4-14).
Из протоколов жилищно-бытовой комиссии от "дата", "дата" следует, что истец являлся кандидатом при распределении служебной жилой площади (л.д. 77-82).
Проанализировав вышеуказанные доказательства и оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С.Р.А. в период с 2002 года по 2006 год состоял на учете только как нуждающийся в служебном жилом помещении, предоставляемом в соответствии с Законом "О милиции", п. 5.3. приказа МВД России от 16.09.2002года N900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых-уполномоченных милиции", распоряжением Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2001года N43-р "Об утверждении перечня категорий работников, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него".
Учитывая, что достоверных и достаточны доказательств того, что в период до 01.03.2005 года истец в установленном порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, С.Р.А. в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представлено не было, при этом обращение истца с рапортом о предоставлении служебной жилой площади, принятие истца на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением и предоставление такового в связи с характером службы в органах внутренних дел, не свидетельствует о постановке истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с выводами суда, изложенными в решении, произведенной оценкой судом первой инстанции допрошенных в ходе рассмотрения спора показаний свидетелей, а также представленных сторонами доказательств.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы истца, поскольку представленные в материалы дела доказательства, оценка которым дана судом первой инстанции по правилам ст.67 ГПК РФ, подтверждают, что истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном действующим в спорный период жилищным законодательством порядке не признан, в связи с чем, не относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.