Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-4575/2015 по апелляционной жалобе Панченко И. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года, принятое по заявлению Панченко И. В. о признании незаконным решение администрации " ... " района Санкт-Петербурга об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца - Шушлина А.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панченко И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации " ... " района Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований Панченко И.В. указал, что с "дата" 1984 года по "дата" 1998 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. "дата" 1998 года приказом Командующего " ... " N ... Панченко И.В. уволен в запас с военной службы досрочно в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (п. "а" ч.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). "дата" 1998 года приказом N ... командира войсковой части N ... , " ... " Панченко И.В. исключен из списков личного состава части. Выслуга военной службы в календарном исчислении составила " ... " лет " ... " месяцев, в льготном исчислении - " ... " лет " ... " месяцев, общая выслуга - " ... " года " ... " месяцев. При увольнении постоянным местом жительства избрал "адрес".
Распоряжением администрации "адрес" N ... от "дата" 1998 года и на основании решения жилищной комиссии по военнослужащим, уволенным в запас от "дата" 1998 года, протокол N ... , Панченко И.В. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
"дата" 2009 года Панченко И.В. снят с воинского учета в "адрес" в связи с переменой места жительства и убытием для проживания в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге принят на воинский учет в " ... " районе.
"дата" 2009 года снят с регистрационного учета по адресу: "адрес", в связи с убытием для проживания в Санкт-Петербург, где на период с "дата" 2012 года по "дата" 2012 года зарегистрировался по месту пребывания по адресу: "адрес".
"дата" 2013 года Панченко И.В. обратился в администрацию " ... " района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма в городе Санкт-Петербурге, как уволенный с военной службы и изменивший избранное после увольнения постоянное место жительства с "адрес" на Санкт-Петербург.
Письмом первого заместителя Главы администрации " ... " района Санкт-Петербурга от "дата" 2013 года Панченко И.В. уведомлен об отказе в удовлетворении его заявления от "дата" 2013 года по причине проживания в Санкт-Петербурге менее 10 лет и в виду отсутствия решения о непризнании его ранее нуждающимся по основаниям, изложенным в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Полагая незаконным решение администрации " ... " района Санкт-Петербурга об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Панченко И.В. просит суд признать незаконным решение администрации района от "дата" 2013 года и в качестве мер по восстановлению нарушенного права обязать администрацию района принять его на учет нуждающихся.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Панченко И.В. просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии ч.2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ, согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец, представить административного ответчика, представители заинтересованных лиц - Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.
Согласно ч. 6 ст.226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя администрации района, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 полномочия по жилищному учету военнослужащих переданы уполномоченному органу - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющему свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов. Следовательно, при перемене уволенным военнослужащим ранее избранного места постоянного жительства и его переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации уполномоченный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации, а не администрация района города Санкт-Петербурга, вправе осуществлять жилищный учет военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. В связи с этим отказ администрации района от "дата" 2013 года в признании заявителя, уволенного с военной службы и переменившего ранее избранное постоянное место жительства, нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", является законным и обоснованным.
Оснований для признания Панченко И.В. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях, изложенных в ст.ст. 49-51 ЖК Российской Федерации, суд также правильно не усмотрел, поскольку в Санкт-Петербурге заявитель проживает менее 10 лет и не представил доказательства, позволяющие его отнести к категории малоимущих граждан.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В абз. 1 п.14 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указано, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п.п "и" п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является основанием для признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений при условии соответствия уволенного гражданина требованиям ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 12 названных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 полномочия по жилищному учету военнослужащих переданы уполномоченному органу - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов, т.е. в том числе через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.3 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции:
принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением (далее - Правила), а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280;
принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512", и пунктом 16 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
При этом военнослужащие, принятые на жилищный учет в ранее действовавшем порядке, сохраняют право на внесение в Единый реестр вновь созданным жилищным органом при отсутствии препятствий, установленных законом.
Данная процедура оформляется решением уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что при перемене уволенным военнослужащим ранее избранного постоянного места жительства, на администрацию района Санкт-Петербурга не возлагается обязанность по принятию на учет и обеспечению заявителя жилым помещением на условиях социального найма, сделан при правильном применении вышеприведенных норм действующего законодательства. Поскольку Панченко И.В. переехал для постоянного проживания в другой субъект Российской Федерации в период действия приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455, которым полномочия по жилищному учету военнослужащих переданы специально созданному уполномоченному органу, то решение вопросов о принятии административного истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, и в связи с этим о включении его в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях отнесено к ведению федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, само по себе право Панченко И.В. на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации не исключало возможность его обращения в администрацию района Санкт-Петербурга и принятия его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма администрацией " ... " района Санкт-Петербурга при наличии общих для всех граждан обстоятельств, установленных в ст.ст. 49-52 ЖК РФ, а также в ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Так, согласно п.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19 июля 2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях.
Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из п.2 ст.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза продолжительности проживания в населенном пункте для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 09 апреля 2002 года N 123-О, от 04 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О.
Учитывая, что в Санкт-Петербурге Панченко И.В. проживает менее 10 лет, то администрация " ... " района Санкт-Петербурга письмом от "дата" 2013 года обоснованно отказала в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании положений Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19 июля 2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.