Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
Гуль Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-2932/2015 по апелляционной жалобе Шестовой А. А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2015 года, постановленное по заявлению Шестовой А. А. о признании незаконным ответ заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Цыбизовой О.Ф.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Шестовой А.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шестова А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным ответ заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Цыбизовой О.Ф. от 13 февраля 2015 года N ... на обращение административного истца от 12 февраля 2015 года.
В обоснование требований Шестова А.А. указала, что в своем обращении, поданном 12 февраля 2015 года через электронную приемную Министерства финансов Российской Федерации, она просила дать ответ на четыре вопроса, связанных с правовым толкованием и применением ст.220 Налогового кодекса российской Федерации в отношении имущественного налогового вычета в случае нового строительства при приобретении земельного участка. Оспариваемый ответ дан в установленные законом сроки, но ответ должностного лица не мотивирован и не содержит запрашиваемой информации.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2015 года отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Шестова А.А. просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, указав, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению, Шестовой А.А. является неверным вывод суда о том, что оспариваемый ответ не нарушает ее прав и законных интересов, поскольку неполучение мотивированного ответа по существу поставленных вопросов нарушает права Шестовой А.А. и положения Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии ч.2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ, согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В суде апелляционной инстанции административный истец настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административные ответчики - заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Цыбиова О.Ф. и представитель Министерства финансов Российской Федерации о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение Шестовой А.А. дан в установленный законом срок, надлежащим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по своему содержанию письмо от 13 февраля 2015 года носит информационно-разъяснительный характер и не содержит властного волеизъявления по отношению к административному истцу, поэтому указанное письмо не порождает каких-либо прав или обязанностей для Шестовой А.А., не ограничивает в реализации имеющихся прав и обязанностей, в связи с чем письмо заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Цыбизовой О.Ф. не подлежит обжалованию в судебном порядке.
По мнению Судебной коллегии, выводы суда являются верными.
Как установлено судом первой инстанции, 12 февраля 2015 года Шестова А.А. направила электронное обращение через интернет-приемную официального сайта Министерства финансов Российской Федерации, в котором просила разъяснить основания и порядок получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ответе N ... от 13 февраля 2015 года за подписью заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) Цыбизовой О.Ф. заявителю разъяснен порядок предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, установленный п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, а также указано, что по вопросу документов, требующихся для получения указанного вычета и подтверждающих произведенные расходы, Шестовой А.А. следует обратиться в налоговый орган по месту жительства.
В силу п. 3 ч. 1 с. 5 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 169 (далее - Положение о Департаменте), департамент налоговой и таможенно-тарифной политики (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, а также в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с подп. 4.3.1 Положения о Департаменте к полномочиям Департамента входит предоставление письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных актов законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации в установленных сферах деятельности Федеральной налоговой службы (в пределах компетенции Департамента).
Пунктом 4.5 Положения о Департаменте установлено, что Департамент обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Приказом Минфина России от 17 июля 2014 года N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Так п. 6.9 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, установлено, что инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) в том числе бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представляет формы налоговых деклараций (расчетов) и разъясняет порядок их заполнения.
Согласно ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к решениям (подлежащим оспариванию в порядке, установленном главой 25 ГПК Российской Федерации) относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Как разъяснено в п. 28 указанного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку письмо заместителя директора Департамента Цыбизовой О.Ф. от 13 февраля 2015 года является информационным, разъясняет положения действующего налогового законодательства Российской Федерации, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истица, то содержание письма не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.