Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Бутковой Н.А.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3768/15 по апелляционной жалобе Главного Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2015 года по заявлению Михайлова С. В. об оспаривании решения комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по предоставлению единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя Михайлова С.В., представителя заявителя - адвоката Ломкова А.В. (по ордеру), судебная коллегия
установила:
Михайлов С.В. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 39 ГПК Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам "дата" в части установления общей площади жилого помещения, необходимого для определения размера единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Михайлов С.В. просил суд возложить на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность повторно определить размер общей площади жилого помещения, необходимого для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установленной для семьи из двух человек, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения в размере 42 кв.м., с учётом ранее произведенной единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от "дата" (л.д. " ... ").
В обоснование поданного в суд заявления Михайлов С.В. ссылался на то обстоятельство, что комиссия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам при расчёте размера причитающейся заявителю социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения необоснованно учла принадлежащий заявителю на праве общей долевой собственности ( " ... " доли) жилой дом, признанный в установленном законом порядке не пригодным для проживания.
Как указывал Михайлов в поданном в суд заявлении он проходил службу в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на основании приказа начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" уволен по состоянию здоровья, на момент увольнения выслуга составила более 27 лет, в период прохождения службы принят с составом семьи из двух человек на учёт на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
По утверждению заявителя, учёт комиссией площади жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", инвентаризационный N ... , " ... " привело к уменьшению размера начисленной заявителю единовременной социальной выплаты.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2015 года требований Михайлова С.В. удовлетворены, признано незаконным и недействующим с момента принятия решение комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от "дата" (протокол N ... ) в части установления размера общей площади жилого помещения, необходимого для определения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения и производства расчета ее размера с учетом принадлежащей заявителю на праве собственности " ... " доли общей площади жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
Этим же решением на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность произвести перерасчёт размера общей площади жилого помещения, необходимого для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установленной Михайлову С.В. для семьи из двух человек, из расчёта нормы предоставления жилого помещения в размере 42 кв.м., с учетом ранее произведенной Михайлову С.В. выплаты на основании решения комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской от "дата" (протокол N ... ).
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Представитель комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом посредством факсимильной связи.
Представитель ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Б. в заседание суда апелляционной инстанции явился, не допущен к участию в деле, в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие у него высшего юридического образования.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя, его представителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Приказом начальника ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... -л/с Михайлов С.В. уволен со службы в органах внутренних дел " ... ". Согласно приказу выслуга лет Михайлова С.В. по состоянию на "дата" составила в календарном исчислении 27 лет 01 месяц 22 дня (л.д. " ... ").
Согласно выписке из протокола N ... (п) заседания комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от "дата" Михайлов С.В. принят на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья в составе семьи из двух человек ( Михайлов С.В. и его супруга - М.Л.), исходя из необходимости оплаты " ... " кв.м., исчисленных исходя из следующего расчёта " ... " где 42 кв.м. - норма предоставления жилого помещения, а " ... " кв.м. - приходящаяся на Михайлова С.В. в соответствии с долей в праве собственности площадь дома "адрес"
Как установлено комиссией, Михайлов С.В. зарегистрирован и проживает совместно с супругой М.Л. и дочерью М.А. "дата" года рождения в общежитии N ... " ... " где занимает две комнаты, жилой площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес" на основании ордера, выданного "дата".
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности супруга и дочь заявителя не имеют.
Согласно выписке из ЕГРП Михайлов С.В. является собственником " ... " доли жилого дома (общая площадь " ... " кв.м.), расположенного по адресу "адрес"
В справке о проверке жилищных условий от "дата" отмечено, что дом N ... в деревне " ... " аварийный, однако юридически значимых документов по данному обстоятельству Михайловым С.В. комиссии не представлено (л.д. " ... ").
Постановлением администрации "адрес" от "дата" N ... , принятого в соответствии с заключением МВК от "дата" N ... , жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", " ... " " ... ", принадлежащее Михайлову С.В. признано непригодным для проживания (л.д. " ... ").
Согласно выписке из протокола N ... заседания комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от "дата", Михайлову С.В. в составе семьи из двух человек (заявитель и его супруга) предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере " ... " руб.
Как видно из выписки протокола, комиссией, при расчёте размера единовременной выплаты учтена общая площадь дома "адрес", приходящаяся на Михайлова С.В. (л.д. " ... ").
Расчет единовременной выплат произведен комиссией по формуле: Р = О х С х Кп х Кс,где:
О - общая площадь жилого помещения в квадратных метрах: " ... " - " ... " = " ... ";
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по г. Санкт-Петербург на момент расчета, рублей = 56 462,00 (применяется в размере, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2015 N 5/пр, утверждающим среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации);
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы в Санкт-Петербурге (установлен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2014 N 1003н) на момент расчета составляет - 1,88;
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета = 1,5;
Таким образом, размер единовременной выплаты составил " ... " рублей " ... "
Удовлетворяя заявленные Михайловым С.В. требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не принято во внимание то обстоятельство, что заявитель является собственником дома, признанного непригодным для проживания, в связи с чем, расчет единовременной выплаты произведен неверно.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 6).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.1.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
В пункте 27 Правил приведена формула расчёт размера единовременной выплаты: Р = О x С x Кп x Кс, где:
О - общая площадь жилого помещения;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63. В отношении сотрудников этот коэффициент применяется с учетом места прохождения ими службы;
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 Правил.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле: О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 Правил;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", норма предоставления площади жилого помещения на семью из двух человек составляет 42 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 29 Правил, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3, 4 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе в случае проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статьёй 15 (части 1, 2) Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Такие жилые помещения признаются объектами жилищных прав граждан.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Таким образом, по смыслу приведённых выше норм права, при расчете размера единовременной выплаты и общей площади жилого помещения учету подлежат жилые помещения, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности и занимаемые по договору социального найма, являющиеся объектами жилищных прав граждан, то есть отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания.
Заключение межведомственной комиссии и решение местной администрации о признании дома "адрес" непригодным для проживания было представлено Михайловым С.В. в комиссию и являлось предметом рассмотрения совместно с другими документами на заседании "дата".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что учёт комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области площади указанного жилого дома, при расчёте размера единовременной выплаты, не соответствует закону, и привёл к принятию неправильного решения, нарушающего права заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2015 года по делу N 2-3768/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.