Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 09 декабря 2015 года дело N 2-4038/15 по апелляционной жалобе Гришина Г. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года по административному исковому заявлению Гришина Г. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения Гришина Г.А., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гришин Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу об отказе в удовлетворении заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий Гришина Г.А. в качестве лица, единолично действующего от имени общества; обязать административного ответчика исключить из ЕГРЮЛ запись о Гришине Г.А. в качестве директора ЗАО " " ... ""; взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований административный истец указал, что длительное время он являлся директором ЗАО " " ... "". Решением Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу ему было отказано во внесении изменений в ЕГРЮЛ в части исключения записи о нем, как о директоре общества. С указанным решением административного ответчика Гришин Г.А. не согласен, поскольку его полномочия в должности директора ООО " " ... "" прекращены, в связи с чем вышеуказанные сведения ЕГРЮЛ не соответствуют действительности и нарушают его права.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29.09.2015 в удовлетворении заявленных Гришиным Г.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая, что не явившиеся лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, руководствуясь положениям ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения Гришина Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29.09.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о юридическом лице ЗАО " " ... "", зарегистрированном до "дата", о чем составлена запись N ...
В качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица в должности директора в настоящее время в реестре указан административный истец Гришин Г.А.
Из представленных в материалы дела документов следует, что "дата" Гришин Г.А. подал заявление об увольнении с должности директора ЗАО " " ... "" по собственному желанию с "дата".
"дата" Гришин Г.А. обратился в Межрайонную ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просил внести изменения в сведения о ЗАО " " ... "", содержащиеся в ЕГРЮЛ, исключив сведения о Гришине Г.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Решением Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу N ... от "дата" Гришину Г.А. было отказано во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Основанием для данного отказа послужил тот факт, что заявление по форме " ... ", содержащее лист "К" в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отсутствовало.
Решением УФНС по Санкт-Петербургу от "дата" N ... жалоба директора ЗАО " " ... "" Гришина Г.А. на решение Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу N ... от "дата" оставлена без удовлетворения, со ссылкой, в том числе на то, что заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, поданное в Межрайонную ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу от имени ЗАО " " ... "" Гришиным Г.А., подписано неуполномоченным лицом, что в силу положений пп. "д" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
Записи о регистрации, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться в том числе сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно положениям п. 3 ст. 5 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
В силу п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Министерства финансов России от 22.06.2012 N 87н, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для предоставления государственной услуги по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в инспекцию по месту нахождения юридического лица представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением. В случае, если предусмотренные настоящим пунктом документы направлены в инспекцию в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим пунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре.
В силу п. 50 названного Административного регламента отказ в предоставлении инспекцией государственной услуги допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пп. "д" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случаях: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Гришиным Г.А. требований, поскольку применительно к нормам названного Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может быть осуществлено при условии соблюдения порядка внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Кроме того, согласно положениям закона, административный истец, как лицо, освобожденное от должности директора ЗАО "Оредежская ПМК-23", не имел права выступать в качестве заявителя с требованиями о внесении изменений в сведения о юридическом лице в налоговом органе.
Иного порядка внесения изменений в ЕГРЮЛ в запись о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Доводы Гришина Г.А., изложенные в апелляционной жалобе, о том, что при обращении в Межрайонную ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу им было предоставлено заявление по форме " ... ", его подпись на данном заявлении как директора ЗАО " " ... "" была удостоверена нотариально, по мнению судебной коллегии, основанием для отмены законного и обоснованного решения суда быть не могут, так как применительно к вышеприведенным положениям законодательства, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе общества необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица, которым Гришин Г.А. в данном случае не являлся. Данный факт подтвержден ЗАО " " ... "" в ответе, содержащемся в материалах дела. При изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, вносится информация о вновь избранном решением участников общества единоличном исполнительном органе (директор), при этом ранее внесенные сведения сохраняются.
Поскольку административный истец, как при обращении в налоговый орган, так и в суд, ссылался на прекращение его полномочий как генерального директора ЗАО " " ... "", доводы Гришина Г.А. о том, что на время подачи им заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении исполнительного органа он отзывал заявление о прекращении его полномочий генерального директора, а затем снова направлял, не может быть признан состоятельным. Не представление решений о прекращении полномочий генерального директора и избрании нового директора противоречит также положениям статей 48, 49, 65, 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Ссылка административного истца на то, что ЗАО " " ... "" хозяйственную деятельность не осуществляет, соответственно, разрешить вопрос об избрании нового генерального директора не представляется возможным, не может свидетельствовать о незаконности постановленного по делу судебного акта. Исключение юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришина Г. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.