Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 года апелляционную жалобу Д.А.П. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года по административному делу N2-1474/2015 по административному исковому заявлению Д.А.П. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании отказа в материальной помощи незаконным.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения административного истца - Д.А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.А.П. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Фрунзенского района Санкт - Петербурга от "дата" об отказе в предоставлении материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года Д.А.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик администрация Фрунзенского района Санкт - Петербурга своего представителя не направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в "дата" году у Д.А.П. было диагностировано заболевание, для лечения которого в период с "дата" по "дата" ему была проведена операция с нахождением его на стационарном лечении, стоимость проведенной операции, а также последующего лечения составила более " ... ".
Д.А.П. обратился в администрацию Фрунзенского района Санкт - Петербурга с заявлением о предоставлении материальной помощи, установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 года N 1281-р. С заявление о предоставлении материальной помощи представил товарные чеки и договор на оказание платных медицинских услуг, выписной эпикриз из медицинского учреждения, в котором ему были оказаны платные медицинские услуги.
Решением комиссии по предоставлению материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, согласно выписке из протокола N ... от "дата", Д.А.П. отказано в оказании материальной помощи, по причине невозможности определения нуждаемости в приобретении лекарственных препаратов и проведения лечения на платной основе (по сообщению " ... " амбулаторная карта заявителя в поликлинике отсутствует, заявитель проживает в "адрес"). Из представленных Комиссии документов следует, что лечение на платной основе было проведено по личной инициативе истца.
Полагая данное решение незаконным, Д.А.П. ссылался на то, что при обращении в администрацию района указал все обстоятельства, позволяющие считать его нуждающимся в такой помощи. В связи с выявленным у него заболевание вынужден был нести значительных расходы на лечение и лекарства, которые получал в лечебных учреждениях, что подтверждено платежными документами. Медицинские услуги были оказаны на платной основе, в связи с необходимостью по состоянию здоровья срочного оперативного лечения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку согласно представленным Д.А.П. административному ответчику документам он по своему усмотрению избрал получение лечения имеющегося у него заболевания на платной основе, не воспользовался правом на получение бесплатных медицинских услуг, то отсутствуют основания для признания незаконным отказа в представлении материальной помощи как лицу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пунктов 2.3, 2.4.4 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению материальной помощи жителям Санкт-Петербурга, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 29 августа 2014 года N 139-р, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункта 3 статьи 4, статьи 8 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может предоставляться материальная помощь. К материальной помощи может относиться целый ряд выплат, направленных на удовлетворение за счет средств государства потребностей граждан, обратившихся на прием в органы, имеющие право оказывать такую помощь.
При этом главным условием предоставления единовременной адресной материальной помощи считается наличие трудной жизненной ситуации, с которой гражданин не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы (трудоустройство, помощь родственников, членов семьи, получение кредитов, займов, экономное и разумное расходование денежных средств, обращение в суд, в органы государственной власти и другие).
Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, стихийное бедствие, отсутствие определенного места жительства и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Основанием для получения материальной помощи неработающим пенсионерам является письменное обращение заявителя в органы социальной защиты населения, на основании представляемых заявителем сведений, подтверждающих его доходы и принадлежащее ему имущество на праве собственности.
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно органами социальной защиты населения, службами занятости населения и так далее на уровне субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1281 от 25 октября 2006 года утвержден Порядок предоставления материальной помощи жителям Санкт-Петербурга, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.1. приложения к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга N1281 (далее - Приложения) в целях предоставления материальной помощи гражданин или его представитель от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени семьи подает в Центр по месту жительства заявление о предоставлении материальной помощи. Форма заявления утверждается Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2.2 Приложения одновременно с заявлением представляются следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
документы, подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации.
Дополнительно к документам, указанным в настоящем пункте, администрацией района Санкт-Петербурга приобщается справка о регистрации заявителя.
Центр принимает заявление при отсутствии документов в случае, если соответствующие сведения имеются в автоматизированной информационной системе "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - АИС "ЭСРН"). Указанные сведения приобщаются к заявлению в виде выписки из АИС "ЭСРН".
Перечень документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации, утверждается Комитетом.
Из пунктов 3.1 и 3.2 Приложения следует, что размер материальной помощи устанавливается с учетом представленных документов в каждом конкретном случае, при этом размер материальной помощи, предоставляемой в виде денежных средств, не может превышать 13522,0 рублей.
Пунктом 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 октября 2010 года N 1434 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 года N 1281, от 17 августа 2007 года N 1010" на Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга возложена обязанность в месячный срок утвердить:
форму заявления о предоставлении материальной помощи;
перечень документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 октября 2010 года N 1434 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 года N 1281, от 17 августа 2007 года N 1010" утверждено Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10 декабря 2010 года N 224-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 октября 2010 года N 1434".
Согласно пунктам 1.1.4 и 1.1.5 Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10 декабря 2010 года N 224-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 октября 2010 года N 1434" документами, подтверждающими наличие трудной жизненной ситуации, для предоставления материальной помощи в связи с затратами на приобретение лекарственных препаратов, оказание платных медицинских услуг в том числе являются:
- заключение (справка) медицинского учреждения (или органа управления здравоохранением) о необходимости проведения дорогостоящего лечения, операции, приема лекарственных препаратов.
- рецепты, выписной эпикриз, направление на оказание медицинских услуг.
Из материалов дела следует, что при обращении в администрацию Фрунзенского района Санкт - Петербурга с заявлением об оказании материальной помощи Д.А.П. были в том числе представлены документы, подтверждающие прохождение им платного лечения в " ... ".
Вместе с тем, как установлено судом, и не оспаривает Д.А.П., документов, подтверждающих невозможность получения лечения имеющегося заболевания на бесплатной основе, необходимость направления истца по состоянию здоровья на получение платных медицинских услуг, административному ответчику не было представлено.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Из указанного постановления следует, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в следующих страховых случаях, в том числе болезни глаза и его придаточного аппарата.
Таким образом, Д.А.П. в рамках обеспечения права гражданам на охрану здоровья, могло быть оказано бесплатное медицинское лечение. Материалы дела не содержат сведений о том, что истец не воспользовался указанным правом по объективным причинам.
Доводы Д.А.П. о необходимости проведения операции в экстренном порядке, в связи с чем у него отсутствовала возможность получения направления на бесплатное лечение, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку из рекомендаций врача " ... " от "дата" следует, что Д.А.П. рекомендовано медикаментозное лечение, контроль " ... " "дата". Сведений о необходимости проведения операции в кратчайшие сроки, материалы дела не содержат.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ранее статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.