Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2-4948/2015 по апелляционной жалобе административного истца Юнда Л. С. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2015 года, постановленное по административному исковому заявлению Юнда Л. С. о признании незаконным решение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Юнда Л.С. и ее представителя - Подлегаева М.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юнда Л.С. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) от 4 августа 2015 года в принятии ее на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование требования административный истец указала, что является Ветераном Великой Отечественной войны, " ... ". В настоящее время проживает в коммунальной квартире "адрес", состоящей из двух сугубо смежных комнат площадью 18,60 кв.м ... Совместно с Юнда Л.С. зарегистрирован и проживает ее сын - Ю.С.В.
Письмом Администрации от 4 августа 2015 года N ей сообщено об отказе в постановке на учет, со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с совершением ее сыном действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий семьи - отчуждение квартиры "адрес".
Поскольку квартира, отчужденная сыном административного истца, являлась совместной собственностью супругов: Ю.С.В. (сын административного истца) и его супруги Ю.Е.В., их брак расторгнут в 2012 года и произведен раздел совместной собственности бывших супругов, то отчуждение ее сыном квартиры не должно влечь негативных последствий для административного истца и расцениваться как намеренное ухудшение ею своих жилищных условий. В связи с этим Юнда Л.С. считает, что отказ администрации не соответствует Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Закону Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и нарушает ее право на обеспечение жилым помещением.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2015 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Юнда Л.С. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец и ее представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.
Согласно ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что Юнда Л.С. и ее сын Ю.С.В. являются членами одной семьи, в связи с этим наличие у Ю.С.В. нескольких жилых помещений, занимаемых им по договору социального найма и принадлежащего на праве собственности, учитывается для расчета жилищной обеспеченности административного истца. Факт намеренного ухудшения членом семьи административного истца - ее сыном Ю.С.В. жилищных условий установлен вступившим в законную силу решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года. Поэтому в силу положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Юнда Л.С. может быть принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по истечение пяти лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий семьи административного истца. К дате обращения административного истца в администрацию 4 августа 2015 года пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек, что в силу положений ст. 54 названного кодекса является безусловным основанием для отказа в признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма.
Выводы суда являются правильными.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах"), предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.14 Закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Согласно ч. 1 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для обеспечения инвалидов Великой Отечественной Уды жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" определены основания признания граждан нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на условиях социального найма.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом согласно ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которой внесены изменения в п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в том числе действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан: -отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
В силу положений подп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Судом первой инстанции установлено, что Юнда Л.С. является ветераном Великой Отечественной войны, награждена знаком "Житель блокадного Ленинграда", " ... ".
Юнда Л.С. зарегистрирована и проживает в четырехкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 56,35 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности, в которой Юнда Л.С. принадлежит " ... " доли, что соответствует двум комнатам общей площадью 18,6 кв.м.
Согласно справке формы 9, в принадлежащем Юнда Л.С. жилом помещении квартире "адрес", в настоящее время зарегистрированы: истица, и с "дата" 2005 года ее сын - Ю.С.В.
В период с 2009 года по 2013 год Юнда Л.С. неоднократно обращалась в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлениями о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, в удовлетворении которых многократно отказывалось и такие решения администрации признавались законными по результатам рассмотрения Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга заявлений Юнда Л.С.
Так, вопрос о праве Юнда Л.С. состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на основании договора социального найма являлся предметом исследования по гражданскому делу N2-3377/2013, возбужденному по заявлению Юнда Л.С. о признании незаконным решения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 20 июня 2013 года N ... об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В процессе судебного разбирательства судом установлено, что Ю.С.В. (сын административного истца) и его супруга Ю.Е.В. с "дата" 2006 года являлись собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 74,1 кв.м. Согласно договора купли-продажи от "дата" 2012 года квартира продана за " ... " рублей. Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года в удовлетворении требований Юнда Л.С. отказано по тем основаниям, что член ее семьи - сын Ю.С.В., продав указанную выше квартиру, совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий своих и матери. В связи с этим учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Юнда Л.С. может быть принята не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий ее сыном. Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 февраля 2014 года решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года оставлено без изменения.
27 июля 2015 года Юнда Л.С. снова обратилась в администрацию района с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 4 августа 2015 года администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга сообщила Юнда Л.С. об отказе в принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации. В письме администрацией района указано на то обстоятельство, что до совершения сыном административного истца действий по отчуждению квартиры "адрес", общей площадью 74,1 кв.м., Юнда Л.С. не являлась нуждающейся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, жилищная обеспеченность самого заявителя превышала учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". Следовательно, в силу ст. 53 ЖК Российской Федерации до истечения 5 лет с даты государственной регистрации прекращения права - "дата" 2012 года, оснований для признания Юнда Л.С. нуждающейся в жилом помещении, не имеется.
Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет Судебной коллегии согласиться с выводом суда о том, что как при рассмотрении гражданского дела N2-3377/2013, так и основаниями настоящего административного иска Юнда Л.С. являются одни и те же обстоятельства, которым уже дана оценка судом в решении от 29 октября 2013 года. Следовательно решение суда от 29 октября 2013 года по гражданскому делу N 2-3377/2013 года имеет преюдициальный характер для настоящего спора.
В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено совершение Юнда С.В. "дата" 2012 года намеренных действий по ухудшению жилищных условий административного истца, то данный факт не подлежит повторному доказыванию исследованию судом.
К дате (4 августа 2015 года) обращения Юнда Л.С. в администрацию района с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма не истек предусмотренный ст.53 ЖК Российской Федерации пятилетний срок, исчисляемый со дня совершения намеренных действий, ухудшивших жилищные условия семьи административного истца, поэтому в силу подп. 3 ч.1 ст. 54 ЖК Российской Федерации это обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.
Следовательно, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего жилищного законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербург от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.