Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Белоногого А.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-8340/2015 по апелляционной жалобе прокурора Прокуратуры Выборгского района на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" к прокуратуре Выборгского района об оспаривании представления.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя Прокуратуры Выборгского района прокурора Мазиной О.Н. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" обратилось в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании представления Прокуратуры Выборгского района от "дата" N ... , которым названному обществу с ограниченной ответственностью указывалось на необходимость принятия мер к устранению нарушений законодательства, выразившихся в выдаче предписания ОАО " " ... "" о согласовании размещения вывески с собственниками многоквартирного дома и заключении договора на использование общего имущества дома.
В обоснование поданного в суд заявления ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" ссылалось на то обстоятельство, что является управляющей организацией многоквартирного жилого дома "адрес", на фасаде которого размещена реклама ОАО " " ... ""; в связи с выявлением факта размещения коммерческим предприятием рекламы, ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" выдало указанной компании предписание о согласовании размещения вывески с собственниками многоквартирного дома и необходимости заключения договора на использование общего имущества дома, однако, "дата" в отношении ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" исполняющим обязанности прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга внесено представление, содержащее суждение о том, что выданное управляющей компанией предписание нарушает действующее законодательство и охраняемые законом интересы ОАО " " ... "", а также указание на обязанность устранения нарушения прав юридического лица.
По мнению ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района", предписание Прокуратуры нарушает нормы жилищного законодательства и содержит выводы не соответствующие положениям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга требования ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" удовлетворены, представление, вынесенное и.о.прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... признано незаконным.
В апелляционной жалобе прокурор Выборгского района Сакт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" Петренко Е.А. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, не допущена к участию в деле, в связи с непредставлением документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Обязанность по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложена на органы прокуратуры.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" является управляющей компанией, на обслуживании которой находится многоквартирный жилой дом "адрес" (решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от "дата" - л.д. " ... ").
В многоквартирном доме расположен магазин розничной торговли ювелирными изделиями " " ... "". ОАО " " ... "" является собственником нежилого помещения, в котором расположен магазин, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N ...
"дата" исполняющим обязанности прокурора Выборгского района в отношении ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о защите прав предпринимателей и юридических лиц (л.д. " ... ").
В представлении указано, что "дата" в ОАО " " ... "" поступило предписание ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" об устранении нарушений жилищного законодательства и содержащее предложение о заключении договора на размещение дополнительных элементов (вывесок) на фасаде дома, либо о демонтаже вывески.
Однако, по мнению прокурора, выраженному в представлении, вывеска, размещённая ОАО " " ... "" на фасаде жилого дома, в котором компания владеет помещением и осуществляет хозяйственную деятельность, представляет собой наименование объекта торговли, содержит информацию, которая в силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в обязательном порядке должна быть доведена до сведения потребителей, в связи с чем, установка такой конструкции на фасаде дома не требует своего согласования с собственниками помещений многоквартирного дома.
Удовлетворяя требования ООО "Жилкомсервис N 1 Выборгского района", суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что одна из размещённых ОАО " " ... "" на фасаде дома "адрес" конструкций содержит наименование " " ... "", "основан в "дата" году", " " ... "", то есть, информацию, которая по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" к юридических лицам и обязывающим последних доводить до сведения потребителей об осуществляемой коммерческой деятельности, направлена на привлечение покупателей и продвижение товара, в связи с чем не может быть отнесена к тем видам вывесок, размещение которых в силу закона не требует обязательного согласования с собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
С данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Этой же нормой названного Федерального закона определено, что объектом рекламирования может являться товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", действие данного Федерального закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно статье 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как следует из содержания указанных норм права, размещение сведений о наименовании организации, коммерческом обозначении магазина, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности либо ассортимента реализуемых товаров и услуг не являются рекламой и имеет целью идентификацию магазина для потребителей.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется для установки рекламных конструкций на фасаде дома.
Между тем, информация, размещённая ОАО " " ... "" на фасаде дома, по своему содержанию не является рекламой, поскольку информирует потребителей исключительно о фирменном наименовании юридического лица, дате его основания и коммерческом названии магазина, размещена непосредственно по адресу осуществления торговой деятельности, не содержит элементов, которые могли бы расцениваться как рекламирования преимуществ (качества, цены, особых выгодных условий приобретения) продаваемых в магазине товаров перед аналогичной продукцией других компаний, в связи с чем, не может служить цели продвижение товара на рынке.
Указание в составе информации, размещённой на вывеске, года основания компании, безусловно, призвано информировать потребителей о времени участия предприятия на рынке ювелирных изделий и об определённой степени его надёжности, однако такой элемент информации не выходит за рамки общих сведений о компании и не свидетельствует о размещённой рекламе.
Кроме того, как видно из предписания, выданного обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" открытому акционерному обществу " " ... "", а также из возражений представителя названной управляющей организации на поданную прокурором Выборгского района апелляционную жалобу, размещение любой информации на фасаде здания, независимо от её содержания, и возможности отнесения вывески к рекламной продукции, подлежит согласованию собственниками помещений многоквартирного дома (л.д. " ... "). Такое суждение противоречит приведённому выше положению 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и статье 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку ставит возможность исполнения лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, возложенной на него законом обязанности, в зависимость от решения собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах представление прокуратуры следует признать законным и обоснованным, направленным на устранение нарушения прав юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
Решение суда первой инстанции по данному делу вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права, что служит основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 по делу N 2-8340/2015 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Выборгского района" об оспаривании представления исполняющего обязанности прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга от "дата" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.