Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2-1834/2015 по апелляционной жалобе Зюзиной А. П. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года, принятое по административному исковому заявлению Зюзиной А. П. о признании незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца - Жмуриной И.Л., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зюзина А.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области) N ... от 04 июня 2015 года об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила суд возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет названного земельного участка.
В обоснование заявления Зюзина А.П. указала, что на основании договора купли-продажи доли земельного участка от "дата" 2014 года и свидетельства о регистрации права от "дата" 2015 года ей на праве общей долевой собственности принадлежит " ... " долей земельного участка, с кадастровым номером N ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: "адрес".
22 мая 2015 года она обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, к которому приложен межевой план, свидетельствующий о выделении земельного участка в счет земельной доли административного истца для создания крестьянского (фермерского) хозяйства на основании п.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и указано, что основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для которого выделяется данный земельный участок, является хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
По общему правилу, установленному п.1 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" минимальный размер образуемого нового земельного участка не может быть менее 1 гектара (что соответствует 10 000 кв.м.). Но, учитывая цели использования земельного участка, о котором просит административный истец, Зюзина А.П. считает, что на нее распространяется абз.4 п.1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым допускается образование и использование земельных участков размером менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации, т.е. в данном случае менее 1 гектара. В связи с этим Зюзина А.П. считает неправомерным решение государственного регистратора об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка площадью 2 990 кв.м., о выделе которого просит административный истец, по причине того, что размер образуемого земельного участка не соответствует требованиям о минимальном размере, установленным ч.1 ст. 3 областного Закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области", т.е. менее 1 гектара.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решения суда, как постановленное при неправильном применении судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец, представитель административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области о времени судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки или ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор и приходя к выводу о правомерности решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области, суд первой инстанции указал, что площадь образуемого земельного участка " ... " кв.м., что меньше минимального размера земельных участков сельскохозяйственного назначения, установленного Областным законом Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" в 1 гектар, следовательно, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оснований для государственного кадастрового учета не возникло. Положения абз. 1 и 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применены к административному истцу, поскольку доказательств, подтверждающих создание Зюзиной А.П. крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со ст.1, 5 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" суду не представлено.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч. 2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка одним из необходимых для такого учета документов является межевой план.
В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Пунктом 1 ст.11.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ч.1 ст.3 Областного закона Ленинградской области от 02 декабря 2005 года N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" минимальный размер образуемого нового земельного участка не может быть менее 1 гектара.
Как следует из абз.4 ч.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Из межевого плана следует, что площадь образуемого земельного участка составляет 2 290 кв.м., то есть менее 1 гектара; целью образования земельного участка путем выдела является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") крестьянское (фермерское) хозяйство (далее фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ч.1). Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (ч.2).
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином; фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч.3).
Фермерское хозяйство согласно ст.5 указанного Закона считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", Зюзиной А.П. не представлены документы о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства основной деятельностью которого является производство сельскохозяйственной продукции, а также не подтверждено, что производство будет осуществлено по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации, т.е. не представлены сведения, которые позволили бы на земельный участок административного истца распространить исключения, установленные абз. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", допускающие использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в отсутствие доказательств свидетельствующих о том, что Зюзина А.П. осуществляет деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, решение государственного регистратора от отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью " ... " кв.м. расположенного по адресу: "адрес", является законным и обоснованным.
Следовательно, разрешая дело, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную оценку собранным доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не проверены судом первой инстанции, по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.