Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Г.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2015 года апелляционное представление прокурора Петродворцового района Санкт - Петербурга в интересах " ... " З.Д. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года по административному делу N 2-1724/15 по административному исковому заявлению прокурора Петродворцового района в интересах " ... " З.Д. к администрации Петродворцового района Санкт - Петербурга о признании незаконным отказа.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Петродворцового района Санкт - Петербурга - М.О.Н., административного ответчика администрации Петродворцового района Санкт - Петербурга - Д.И.С., заинтересованного лица - М.Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петродворцового района Санкт - Петербурга обратился в Петродворцовый районный суд Санкт - Петербурга с административным исковом заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Петродворцового района Санкт - Петербурга во включении З.Д., "дата" года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, взыскать с администрации района государственную пошлину в размере " ... ".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права, просил обязать администрацию включить З.Д. в данный список.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года отказано в удовлетворении требований заявленных прокурором Петродворцового района Санкт - Петербурга, действующего в защиту интересов З.Д.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.Д. родился "дата", сведений об " ... " в актовой записи о его рождении не имеется.
З.Д., "дата" года рождения, зарегистрирован как член семьи нанимателя в " ... " "адрес" жилой площадью " ... " кв.м, общей площадью " ... " кв.м.
В указанной квартире помимо З.Д. зарегистрированы его " ... " З.М.Ю., " ... " З.В.А., "дата" года рождения, " ... " З.А.В. и " ... " З.А.В. - З.М.В.
Квартира была предоставлена по ордеру З.В.А., " ... " З.М.Ю. и его " ... ".
После смерти З.В.А., " ... " в "дата" году, квартиру продолжают занимать выше названные лица на условиях договора социального найма.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... З.М.Ю. лишена родительских прав в отношении " ... " З.Д..
Распоряжением администрации МО Петергоф от "дата" З.Д. передан под опеку М.Г.Г.
"дата" З.Д. обратился в администрацию Петродворцового района Санкт - Петербурга с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Уведомлением N ... от "дата" администрацией Петродворцового района З.Д. отказано в удовлетворении заявления на основании абзаца 1 пункта 1 части 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том числе в связи с проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Полагая данное решение администрации незаконным, прокурор Петродворцового района Санкт - Петербурга ссылался на то, что З.Д. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по месту регистрации, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, находится под опекой бабушки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку доказательств невозможности возвращения З.Д. в квартиру по месту его регистрации не представлено, то отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора Петродворцового района о признании незаконным отказа администрации Петродворцового района во включении З.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка.
Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, законом поставлено в прямую зависимость предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, с требованием о признании их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможным.
Однако, при рассмотрении дела, истцом не представлены доказательства того, что проживание З.Д. в жилом помещение, в котором он зарегистрирован, невозможно.
Довод апелляционного представления, о наличии задолженности по оплате коммунальных платежей по "адрес", на сумму более " ... ", не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку не свидетельствует о невозможности проживания З.Д. в спорной квартире, либо признании ее в установленном порядке непригодной для проживания.
Так, в соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении, под опекой (попечительством) закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку лишение матери родительских прав, а также установление в отношении З.Д. опекунства не привело к снятию его с регистрационного учета в "адрес", то З.Д. сохранил право пользования указанным жилым помещением, тем самым на момент окончания опеки у него имеется закрепленное за ним жилое помещение, в связи с чем, исходя из представленных доказательств, право на постановку на учет с последующим предоставлением во вне очередном порядке иного жилого помещения не возникло.
Таким образом, оспариваемое решение администрации района принято в пределах компетенции данного органа и основано на нормах действующего законодательства и в соответствии с представленными на рассмотрение документами.
Судебная коллегия соглашается с приведенной судом оценкой доказательств дела.
Довод апелляционного представления, что судом не учтено, что З.Д. и его мать в квартиру по месту регистрации не вселялись, не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку не свидетельствует о невозможности вселения " ... " по месту регистрации в настоящее время.
Иные доводы апелляционного представления прокурора Петродворцового района Санкт - Петербурга по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.