Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Васильевой В.Г., судей Матвеевой М.К., Никодимова А.В., при секретаре Ноговицыной Е.И. рассмотрела в открытом судебном заседании 1 февраля 2016 года апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Голоковой Н.А. на решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2015 года, которым по делу по иску Мальсагова М.А., Мальсаговой А.Х. к администрации муниципального образования "Момский район", Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи, компенсации за утрату имущества в связи с летним паводком 2013 года
постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Момский район" включить Мальсагова М.А., Мальсагову А.Х., Ф., М., Л., И. в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, пострадавшим от крупномасштабного наводнения 2013 года на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского края, Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области и признать право на получение единовременной материальной помощи в размере 5 000 руб. за счет средств резервного фонда Правительства PC (Я) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий и 10 000 руб. за счет резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, финансовой помощи за частичную утрату имущества в размере 10 000 руб. за счет резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий и 50 000 руб. за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также 50 000 руб. в виде дотаций за частичное утраченное имущество за счет федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского края и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области" на каждого.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., пояснения представителя ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Голоковой Н.А., представителя истцов Гусевой З.А., судебная коллегия
установила:
Мальсагов М.А., Мальсагова А.Х. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ... , что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 5 и 12 февраля 2009 года. Ф., М., Л., И. являются их детьми.
Мальсагов М.А., Мальсагова А.Х., указывая, что во время наводнения в июле 2013 года паводковая вода зашла в их дом, в связи с чем ими было утрачено имущество первой необходимости, столы, стулья, шифоньер, диваны, кровати, посуда, одежда, обувь, были повреждены полы, стены, фундамент дома, на стенах образовались трещины, в комнатах стоял сильный запах сырости, в результате чего они поменяли пол, линолеум, 27 июля 2013 года предоставили все необходимые документы для принятия комиссией решения о признании их семьи, пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, однако они не были включены в список пострадавших от наводнения, им не выплачена ни материальная, ни финансовая помощь, на неоднократные обращения к специалистам администрации Момского района результатов не дало, до настоящего времени они не включены в указанный список, но и не получили отказ в этом, в период паводка 25 июля 2013 года при дворовом обходе поселения Акт обследования дома не составлялся из-за того, что вода внутри дома не поднялась выше 15 см., повторный осмотр был в январе 2015 года и по итогам которого составлены Акты, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования "Момский район", Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи, компенсации за утрату имущества в связи с летним паводком 2013 года.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Голокова Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что Министерство финансов РС (Я) не осуществляет формирование списков граждан, пострадавших от негативного воздействия водных объектов и не отвечает за полноту и правильность их составления, распоряжениями Правительства РС (Я) от 12 сентября 2013 года и 18 октября 2014 года в Момский район для граждан, пострадавшим в результате летнего паводка 2013 года были выделены из резервного фонда Правительства РС (Я) соответственно 18 110 000 руб. и 305 000 руб., и их главным распорядителем согласно постановлению Правительства РС (Я) от 25 июля 2008 года является сама администрация Момского района, потому Министерство финансов РС (Я) является ненадлежащим ответчиком; истцами в 2013 году не были представлены необходимые и обязательные документы и не выполнены обязательные и равные для всех пострадавших от паводка 2013 года условия для получения материальной помощи, оснований для включения в список граждан, пострадавших от летнего паводка 2013 года у семьи Мальсаговых не имеется, они не доказали свое право на получение единовременной помощи.
Изучив дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно подп. "л" п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из положений подп. "б" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" следует, что каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсация в размере 100 000 руб. за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июля 208 года N 303 утверждено Положение о порядке и условиях расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в связи с негативным воздействием водных объектов, которое предусматривает выплату единовременной материальной помощи и компенсацию за частичную и/или полную утрату имущества первой необходимости населению в связи с негативным воздействием водных объектов.
Согласно п. 5.3.1. материальная помощь оказывается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, регистрация которых подтверждена органом, осуществляющим регистрацию граждан в населенном пункте на территории Республики Саха (Якутия), подвергшемся негативному воздействию водных объектов.
Таким образом, указанные выплаты предоставляются гражданину при условии, если он постоянно проживал в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратил полностью или частично имущество первой необходимости.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации МО "Момский район" N ... от 25 июля 2013 года на территории МО "Момский национальный наслег" введен режим локальной чрезвычайной ситуации в связи с подтоплением 30 жилых домов в с. ... Момского района Республики Саха (Якутия).
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что у истцов имелись правовые основания для включения их в список для предоставления им материальной помощи, поскольку 24 июля 2013 года их жилой дом подвергся затоплению и пострадал от паводковых вод в период режима чрезвычайной ситуации на территории Момского района Республики Саха (Якутия), что подтверждается Актом обследования жилого помещения истцов от 16 января 2015 года, следовательно, они являются пострадавшими в результате наводнения и имеют право на получение единовременной материальной помощи и компенсации за частичную утрату имущества.
Между тем, с такими выводами суда согласиться нельзя.
Как видно из Актов обследования жилого помещения и имущества истцов от 16 января 2015 года, жилое помещение истцов в результате летнего паводка, произошедшего в 2013 году в с. ... Момского района было подтоплено на 5-7 см. над уровнем пола, оклад и пол дома отсырели. В результате чего были просушены пол и оклад. Пострадала частично мебель (л.д. 28, 29).
Таким образом, в результате паводка фактически дом истцов не пострадал, пол и оклад дома только отсырели, которое было устранено путем просушки.
Также из указанного Акта не следует, что частично пострадавшая мебель являлась имуществом первой необходимости и была утрачена. В нем не содержится перечня, какая мебель пострадала и утрачена ли она.
Данные Акты истец Мальсагов М.А. подписал, замечаний не высказал.
Истцы в обоснование своих требований указывают, что в результате наводнения ими утрачены: столы, стулья, шифоньер, диваны, кровати, посуда, одежда, обувь, были повреждены полы, стены, фундамент дома, на стенах образовались трещины,
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенной нормы, бремя доказывания факта частичной утраты имущества первой необходимости в результате наводнения, лежит на истцах.
Вместе с тем, истцами не представлено достоверных, допустимых и бесспорных доказательств именно частичной утраты ими имущества первой необходимости в связи с наводнением в июле 2013 года, таких доказательств не содержит и материалы дела. Каких-либо Актов об осмотре перечисленных истцами имуществ, оценке повреждений и о том, что у этих имуществ поврежденные части не подлежат замене и утрачены, в материалах дела не имеется, истцами не представлено. Из пояснений истцов и представителя ответчика администарции МО "Момский район" в суде первой инстанции следует, что в 2013 году Акты о подтоплении жилого дома истцов, о частичной утрате их имущества первой необходимости не составлялись, так как не была зафиксирована их утрата, вода в доме не превышала 5-7 см. выше уровня пола.
А пол, стены, фундамент дома и линолеум не относятся к предметам первой необходимости.
Из представленных истцами фотографий также не видно, что дом истцов пострадал от паводковой воды, в них не зафиксирована вода выше уровня пола. И из данных фотографий невозможно определить утрату заявленного истцами имущества.
При таких обстоятельствах оснований для признания за истцами права на получение единовременной материальной помощи и компенсации за частичную утрату имущества в связи с летним паводком 2013 года в с. ... Момского района РС (Я) у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем вывод суда о том, что истцы имеют право на получение как единовременной материальной помощи, так и финансовой помощи за частичную утрату имущества необоснован, сделан в результате неправильного применения норм материального права и неправильного установления обстоятельств дела.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, потому оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2015 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым в иске Мальсагова М.А., Мальсаговой А.Х. к администрации муниципального образования "Момский район", Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи, компенсации за утрату имущества в связи с летним паводком 2013 года отказать.
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи М.К. Матвеева
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.