Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В.,
судей Ивановой М.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Кононове С.К., с участием представителя административных истцов Чистоедова Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года, которым по административному иску Мордвиновой Н.М. , Богдановой Л.В., Богданова Е.В. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории "Инвалиды I, II группы",
постановлено:
Административное исковое заявление Мордвиновой Н.М. , Богдановой Л.В., Богданова Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным снятие Мордвиновой Н.М. , Богдановой Л.В., Богданова Е.В. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории "Инвалиды I, II группы" по протоколу N ... заседания Общественно-жилищной комиссии Окружной администрации города Якутска от 11 сентября 2015 г.
Обязать Окружную администрацию города Якутска восстановить Мордвинову Н.М., Богданову Л.В., Богданова Е.В. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "Инвалиды I, II группы" с первичной даты постановки на учет, то есть с 24 сентября 2004 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., пояснения административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Административные истцы Мордвинова Н.М., Богданова Л.В., Богданов Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к ответчику о восстановлении нарушенного права, о признании незаконным снятия их с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории "Инвалиды I, II группы". В обоснование иска указано, что с 24.09.2004 их семья в составе 4 человек была принята на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории "Инвалиды I, II группы" в связи с тем, что В., супруг Мордвиновой Н.М., являлся инвалидом ... группы. В _______ году В. умер. Решением общественно-жилищной комиссии от 15.07.2010 истцы в категорию "Пенсионеры", решением от 20.09.2012 г. было отказано в переводе вновь в категорию "Инвалиды". Протоколом N ... заседания общественно-жилищной комиссии от 11.09.2015 сняты с учета, так как Богданов Е.В. имеет в собственности ? долю в праве на квартиру в другом регионе РФ. Полагая, что снятие с учета является незаконным, нарушающим их права и интересы, просят признать действие ответчика незаконным, обязать восстановить их на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что непредставление административными истцами сведений о возникновении у Богданова Е.В. права собственности на жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение выплаты для переселения, с учетом фактических обстоятельств дела, не являются основанием для исключения административных истцов из очередности на получение государственного жилищного сертификата. Указал при этом, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий у административных истцов, не изменилось.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Из материалов дела следует, что с 24 сентября 2004 года административные истцы были приняты на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "Инвалиды I, II группы" с составом семьи четыре человека, включая В., инвалида ... группы.
После смерти В., являющегося инвалидом ... группы, административные истцы решением Общественно-жилищной комиссии от 15.07.2010 административные истцы переведены в категорию "Пенсионеры" с первичной даты постановки на учет.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2014 года, вступившим в законную силу, на административного ответчика возложена обязанность восстановить Мордвинову Н.М., Богданову Л.В., Богданова Е.В. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "Инвалиды I, II группы" с первичной даты постановки на учет, то есть с 24 сентября 2004 года.
Данное решение было исполнено ответчиком.
Согласно протоколу N ... заседания Общественно-жилищной комиссии от 11 сентября 2015 года, утвержденного распоряжением Окружной администрации N ... от 17 сентября 2015 года административные истцы сняты с учета в связи с тем, что Богданов Е.В. имеет ... долю в праве на ... - комнатную квартиру, общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: ...
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик исходил из п.п. "В" ч.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов и приравненных к ним, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 - выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений, приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального закона, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пп. "в" п. 21 Положения выявление в документах, представленных гражданином, претендующим на получение вышеуказанной социальной выплаты, не соответствующих действительности сведений, является основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд пришел к правильному выводу о том, что непредставление истцами сведений о возникновении у нее права собственности на жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение выплаты для переселения, с учетом фактических обстоятельств дела, не являлись основанием для исключения их из очередности на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий у истца в связи с приобретением Богдановым Е.В. жилого помещения в ... области не изменилось, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение о снятии административных истцов с учета является незаконным, а их права подлежат восстановлению.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения.
Доводы о том, что, не сообщив ОА г. Якутска сведения о наличии жилья у одного из членов жилья при постановке на учет, истец лишил ответчика провести необходимую проверку, отклоняется.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и норматива общей площади жилого помещения в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
В данном случае, наличие у Богданова ? доли в праве на квартиру N ... , N ... кв.м. за пределами района Крайнего Севера, может иметь значение только для определения уровня обеспеченности жилой площадью в расчете на семью. Исходя того, что имеется второй собственник такой квартиры, а семья Богданова состоит минимум из 3 человек (Богданов, Богданова, Мордвинова), то право пользования данной квартирой имеют 4 человека по ... кв.м. на каждого. Следовательно, норматив обеспеченности в размере 18 кв.м. на человека не выполняется. Таким образом, данное обстоятельство не является основанием для снятия с учета.
Более того, законность нахождения семьи истца на учете была предметом исследования суда, что подтверждается решением Якутского городского суда от 24 декабря 2014 года, которым на ответчика возложена обязанность по восстановлению истцов на учете по категории "Инвалиды I, II группы" с 24 сентября 2004 года.
Доводы истцов о том, что при постановке на учет в 2004 году ответчику было известно о наличии квартиры у Богданова, ОА г. Якутска не опровергнуты.
Судебная коллегия отмечает, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии права на получение жилья или социальной выплаты. Однако, как подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика, целью предоставления гражданам социальной выплаты на переселение был переезд из районов Крайнего Севера. Данная цель не достигнута. При этом истица и члены ее семьи не перестали быть нуждающимися в предоставлении государственной помощи. Следовательно, оснований для снятия истцов с учета не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года по административному иску Мордвиновой Н.М. , Богдановой Л.В., Богданова Е.В. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории "Инвалиды I, II группы" оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Иванова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.