Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В.,
судей Оконешниковой М.М., Ивановой М.Н.,
при секретаре Кононове С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года, которым по делу по административному иску Вараксина И.В. к Окружной администрации города Якутска о признании заключения об отказе включения в Единый государственный реестр незаконным и обязать включить в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения,
постановлено:
Административное исковое заявление Вараксина И.В. к Окружной администрации города Якутска о признании заключения об отказе включения в Единый государственный реестр незаконным и обязать включить в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Вараксин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным заключения об отказе включения в Единый государственный реестр незаконным и обязать включить в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения. В обоснование иска указано, что он относится к числу детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, воспитывался в муниципальном казенном образовательном учреждении для детей сирот и детей. Поскольку по не зависящим от него причинам не был включен в список нуждающихся в предоставлении жилья, до достижения 23 лет обращался в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет, просит признать заключение незаконным и обязать ответчика устранить нарушение его прав.
Судом вынесено вышеуказанное решение. Административный истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска в связи с тем, что судом неправильно установлены обстоятельства дела. Настаивает на доводах, изложенных в иске. В качестве препятствия в своевременной постановке на учет указывает бездействие органов опеки и попечительства.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходи к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц, в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет, тогда как истцу на момент обращения к ответчику исполнилось ... лет. Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Для реализации права на предоставление жилого помещения в рамках действия указанного Закона должно быть установлено, что истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достиг возраста 23 лет, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Вараксин И.В., _______ года рождения, воспитывался в ... и ... детских дома с _______ года по _______ год.
В личном деле о родителях и о причине зачисления в школу-интернат г. ... и переводе в ... детский дом сведения отсутствуют.
Согласно материалам делам, на момент обращения в ОА г. Якутска с заявлением о постановке на учет, Вараксин И.В. достиг ... -летнего возраста, на учете нуждающихся в жилом помещении ранее не состоял.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие оснований для предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Доказательств о наличии уважительных причин, в силу которых Вараксин И.В. не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения им 23-летнего возраста, материалы дела не содержат.
Утверждение о том, что истец ранее обращался в уполномоченные органы и ему было отказано в постановке на учет, объективными данными не подтверждаются.
Следовательно, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поэтому оснований для применения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не имеется.
Установив фактические обстоятельства, правильно применив вышеуказанные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные законом основания для предоставления ей жилья во внеочередном порядке, как ребенку-сироте, в настоящее время отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Утверждение в жалобе о том, что бездействие органов опеки и попечительства послужило препятствием для постановки на учет нуждающихся в жилье до достижения возраста 23 лет, отклоняется судебной коллегией, так как не имеет правового значения. Кроме того, обстоятельства, свидетельствующие о бездействии и непринятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учет в возрасте до 23 лет или необоснованном отказе в предоставлении жилья, не установлены.
Доводы жалобы являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана верная юридическая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года по делу по административному иску Вараксина И.В. к Окружной администрации города Якутска о признании заключения об отказе включения в Единый государственный реестр незаконным и обязать включить в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Иванова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.