Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Романовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что земельный участок с кадастровым N ... и земельный участок с кадастровым N ... находятся в его владении и пользовании на основании договоров аренды. На данный момент кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N ... на основании постановления Правительства РС (Я) от 15.11.2013г. N374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я)", по состоянию на 01 января 2012 года составляет ... рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... - ... руб. Между тем, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N ... по состоянию на 01.01.2012г., согласно проведенной оценке ЗАО " ********" составляет ... рублей, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N ... по состоянию на 01.01.2012г. ... рублей, что значительно ниже установленной кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Указывает, что кадастровая стоимость земельных участков учитывается при исчислении арендной платы.
Не согласившись с результатами оценки кадастровой стоимости, истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов в размере их рыночной стоимости.
Решением названной комиссии от 19 марта 2015 года в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отказано.
Не согласившись с указанным решением, полагая его необоснованным, истец обратился в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В качестве одного из ответчиков в исковом заявлении было указано Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я). Указанное Министерство, как ненадлежащий ответчик был заменен на надлежащих - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), о чем вынесено определение от 22 января 2016 года. Кроме того, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено МО "Ленский район", поскольку земельные участки находятся в муниципальной собственности и муниципальное образование является арендодателем указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель истца ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" Орлова А.Ю., действующий на основании доверенности от 24 декабря 2015 года N ... , поддержала исковые требования, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по РС (Я) Лосева И.Е., действующая на основании доверенности от 01 июля 2015 года, полагается на усмотрение суда.
Представитель ответчика - Правительства РС (Я) Петров А.Ю. просит отказать в удовлетворении требований истца, указывая на то, что истец, как арендатор земельных участков, должен был согласовать с их собственником вопрос о проведении оценки, как это предусмотрено ст. 10 ФЗ "Об оценочной деятельности". Поскольку истец не согласовал указанный вопрос с собственником земельных участков, представленные доказательства - отчет эксперта и экспертное заключение являются недопустимыми доказательствами. Кроме того, указывает, что средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов утвержден Постановлением Правительства РС(Я) от 15 ноября 2013 года. Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена также на 15 ноября 2013 года.
Представитель Управления Росреестра по РС (Я), представитель заинтересованного лица муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я) при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Согласно ч.4 ст. 247 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" на праве аренды принадлежат земельный участок с кадастровым N ... , с общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ... , береговая полоса в районе пристани " ********", и земельный участок с кадастровым N ... , общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ...
Данное обстоятельство подтверждается договорами аренды земельных участков от 18 ноября 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым N ... и от 25 марта 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым N ... , заключенными между МО "Ленский район" и ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Указанными договорами предусмотрено, что расчет арендной платы осуществляется согласно Приложениям N 1 к договорам, согласно которым при исчислении арендной платы учитывается кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка постановка земельного участка с кадастровым N ... , осуществлена 04 февраля 2009 года, а земельного участка с кадастровым N ... 08 февраля 2008 года.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2015 года, выданных Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РС (Я) усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N ... составляет ... рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N ... - ... руб.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена на 01 января 2012 года на основании Постановления Правительства РС(Я) от 15 ноября 2013 года N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия"
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Истцом в обоснование требований представлен отчёт ЗАО " ********" N ... от 3 октября 2014 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N ... по состоянию на 01.01.2012г. составляет ... рублей, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N ... по состоянию на 01.01.2012г. составляет ... рублей. Указанный отчет экспертным заключением Общероссийской общественной организации " ********" от 16 октября 2014 года N ... признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается допустимым доказательством, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчёте ЗАО " ********" N ... от 3 октября 2014 года выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете эксперта рыночной стоимости спорных земельных участков и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации, не заявлено.
Ссылка представителя ответчика Правительства РС(Я) на часть 5 статьи 10 Закона об оценочной деятельности является ошибочной, поскольку указанными положениями устанавливаются требования к полномочиям лица, заключающего договор на проведение оценки от имени собственника объектов. В то же время в силу положений статьи 6 названного Федерального закона оценка объекта может быть проведена по заказу лица, которому объект оценки принадлежит на праве аренды.
Доводы представителя ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков должна быть определена на 15 ноября 2013 года, поскольку средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов утвержден Постановлением Правительства РС(Я) от 15 ноября 2013 года не может быть принят по следующим основаниям.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае такой Перечень был сформирован на 01 января 2012 года, что указано в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кроме того, на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) http:// www.sakha.gov.ru, приведены сведения о реквизитах государственного контракта N ... от 30.04.2012 г. об оценке 211946 земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС(Я), сведения о которых содержатся в государственном кадастре по состоянию на 01.01.2012 г.
В Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, составленный на 01 января 2012 года, земельные участки истца включены.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные ОАО Ленское объединенное речное пароходство" исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ... и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ... равной их рыночной стоимости, подлежащими удовлетворению.
В силу положений абзаца пятого статьи 24 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По настоящему делу заявление подано в суд 29 декабря 2015 года, а в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, как это следует из решения названной комиссии, - 20 февраля 2015 года, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Открытого акционерного общества Ленское объединенное речное пароходство" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворить.
Установить на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2012 г.:
- земельного участка с кадастровым N ... с общей площадью ... кв.м., разрешенное использование - расположенного по адресу: ... , береговая полоса в районе пристани " ********", в размере ... рублей;
- земельного участка с кадастровым N ... , общей площадью ... кв.м., разрешенное использование - расположенного по адресу: ... размере ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 5 февраля 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.