Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2016 г.
(Извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Хотамова И.О. в интересах Абдуллоева М.И. на постановление судьи Якутского городского суда РС (Я) от 19 января 2016 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдуллоева М.И., _______ года рождения, уроженца ... ССР, гражданина Республики ... , зарегистрированного по адресу ... , до 25.01.2016 г., фактически проживающего по адресу: ... ,
постановлено:
Признать Абдуллоева М.И., _______ года рождения, гражданина Республики ... , постановленного на миграционный учет по адресу ... до 25.01.2015 г., фактически проживающего по адресу: ... , безработного, женатого, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Штраф подлежит уплате не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу постановления по реквизитам:
ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, УФК по РС(Я) (УФМС России по РС(Я), ИНН 1435165539, КПП 143501001, р/с 40101810100000010002, КБК 19211640000016020140, БИК 049805001, ОКТМО 98701000 УИН 1921114ШТР0015665523.
В течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, а впоследствии до осуществления выплат административного штрафа в полном объеме, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хотамова И.О., свидетеля К., суд
установил:
Постановлением судьи Якутского городского суда от 19 января 2016 года Абдуллоев М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе защитник Абдуллоева М.И. - адвокат Хотамов И.О. - указывает на то, что судьей при рассмотрении дела не было учтено наличие у иностранного гражданина зарегистрированного брака с гражданкой РФ К., в связи с чем просит изменить наказание, исключив из него административное выдворение за пределы территории РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из материалов дела следует, что 19 января 2016 года в 14 час. 10 мин. в административном здании МРО УФМС России по РС (Я) по адресу: ... , был выявлен гражданин Республики ... Абдуллоев М.И., которым был нарушен режим пребывания на территории РФ, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ с 25.01.2015 г., в частности - отсутствие постановки на миграционный учет на территории РФ в нарушение ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", ст. 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. 114-ФЗ "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ".
Эти обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N ... от 19.01.2016 г., объяснениями Абдуллоева М.И., рапортом инспектора ОИК МРО УФМС России по РС (Я) от 19.01.2016 г., сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ.
Все доказательства, приобщенные к материалам дела об административном правонарушении, оценены судьей согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ. Таким образом, правомерность привлечения Абдуллоева М.И. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнения не вызывает.
В материалах дела не содержится доказательств того, что по истечении указанного срока Абдуллоев М.И. обращался в МРО УФМС России по РС (Я) в г. Якутск по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, получения разрешения на работу. Отсутствуют в материалах дела и доказательства, подтверждающие своевременное внесение иностранным гражданином авансовых платежей в счет оплаты патента, и, как следствие, продления срока пребывания на территории РФ.
Факт совершения Абдуллоевым М.И. административного правонарушения и его виновность подтверждены собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Абдулоевым М.И. правонарушение, а именно нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Абдуллоевым М.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Однако при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не было учтено то обстоятельство, что на территории Российской Федерации Абдуллоев М.И. состоит в фактических семейных отношениях с гражданкой РФ К., в подтверждение чего в материалах дела имеется свидетельство о регистрации брака.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что у Абдуллоева М.И. на территории Российской Федерации проживает супруга, которая в силу состояния своего здоровья не имеет своего заработка и возможности обеспечить себя, суд считает возможным изменить административное наказание, назначенное иностранному гражданину в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 19 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдуллоева М.И., _______ года рождения, уроженца ... ССР, гражданина Республики ... , зарегистрированного по адресу ... до 25.01.2016 г., фактически проживающего по адресу: ... , изменить в части применения наказания по делу об административном правонарушении.
Считать Абдуллоева М.И. подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
Судья Верховного суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.