Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 25 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 октября 2015 года, которым
удовлетворены заявленные Глазовским межрайонным прокурором в интересах Т.Т.Н. исковые требования к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и Управлению социальной защиты населения в г. Глазове об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение.
На Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить Т.Т.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год; на Управление социальной защиты населения в г. Глазове - обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Т.Т.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики В.В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), доводы жалобы поддержавшей, объяснения прокурора Х.И.Р., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Глазовский межрайонный прокурор в интересах Т.Т.М. обратился с иском к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и Управлению социальной защиты населения в г. Глазове (далее - "Министерство социальной политики", "Управление социальной защиты") с иском об обязании Министерства социальной политики в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить, а Управления социальной защиты - предоставить Т.Т.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, ссылаясь на то, что необеспечение истца, с ДД.ММ.ГГГГ являющейся бессрочно инвалидом третьей группы по общему заболеванию, путевкой на санаторно-курортное лечение нарушает ее право на социальную защиту.
При рассмотрении дела прокурор Ш.О.Ю. и Т.Т.М. требования поддержали по приведенным выше основаниям.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие представителя Министерства социальной политики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в письменных объяснениях просившего производство по делу прекратить в связи с тем, что на основании ст. 17 КАС РФ оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Представитель Управления социальной защиты К.О.В. также просила производство по делу вышеуказанному основанию прекратить. Также возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на исполнение обязательств по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение в полном объеме в рамках предоставленных полномочий и выделенных финансовых средств и отсутствие факта нарушения установленного порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики просит решение отменить, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на соответствующий год на условиях соглашения между Министерством здравоохранения РФ и Правительством Удмуртской Республики; предоставление данных социальных услуг производится в соответствии с административным регламентом и порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан и носит заявительный характер. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений; внеочередное или первоочередное право на получение путевки законом не предусмотрено. Т.Т.М. поставлена в очередь на предоставление путевки и в ее предоставлении Т.Т.М. отказано не было. Поскольку государственные контракты на обеспечение граждан санаторно-курортными путевками заключены в пределах предусмотренных и выделенных из федерального бюджета Удмуртской Республике на 2015 год, не обеспечение истца социальной помощью в течение календарного года не лишает Т.Т.М. права на ее получение; внеочередное предоставление Т.Т.М. путевки влечет за собой нарушение прав и свобод других лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу Т.Т.М. выражает несогласие с ее доводами, полагая что на законность и обоснованность решения они не влияют.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Т.Т.М. и Управления социальной защиты, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию; инвалидность установлена на основании справки МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ Т.Т.М. имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ Т.Т.М. обратилась в Управление социальной защиты с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и в этот же день была поставлена на учет для ее предоставления.
До настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Т.Т.М. не предоставлена, что послужило для прокурора основанием для обращения в суд с данным иском.
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу которых отнесены инвалиды.
Согласно пункту 1.1 части 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включается, при наличии медицинских показаний, предоставление в целях профилактики основных заболеваний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 года N 889-р Министерство социальной защиты Удмуртской Республики и его территориальные органы определены уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 указанного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения указанные граждане получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Поскольку Т.Т.М. своевременно обратилась в орган социальной защиты с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, соответствующие выводы суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении ей государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав третьих лиц судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку на указанные обстоятельства в суде первой инстанции Министерство социальной политики не ссылалось, доказательств, свидетельствующих о наличии заявлений иных нуждающихся граждан о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за 2012 год, датированных ранее заявления Т.Т.М., суду не представило.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Анисимова В.И.
Судьи Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.