Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрев 8 февраля 2016 года дело по частной жалобе Администрации муниципального образования "Воткинский район" (представитель М.А.Ю.) на определение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года, которым прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Г.Е.В. к Администрации муниципального образования "Воткинский район" о признании незаконным постановление Администрации муниципального образования "Воткинский район" от 11 сентября 2015 года N 2210 и его отмене.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав представителя Администрации муниципального образования "Воткинский район" М.А.Ю. действующую по доверенности от 13 ноября 2015 года сроком на три года, поддержавшую доводы частной жалобы, судебная коллегия
установила:
постановлением Администрации муниципального образования "Воткинский район" (далее - Администрация МО "Воткинский район", Администрация) N 2210 от 11 сентября 2015 года Г.Е.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" на основании пункта 8 статьи 39.15, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Г.Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО "Воткинский район", в котором просил признать незаконным указанное выше постановление Администрации.
Судом вынесено определение о прекращении производства по делу.
Не согласившись с указанным определением, Администрация МО "Воткинский район" подала на него частную жалобу, в которой просит определение о прекращении производства по делу отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального права. Администрация полагает, что оспариваемое постановление не может являться основанием для возникновения прав на земельный участок.
Прекращая производство по настоящему делу, суд сослался на положения части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пришел к выводу о том, что спорные правоотношения по своей природе, характеру и последствиям не подпадают под критерии категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, поскольку имеется спор о праве на указанный объект недвижимости.
Однако согласиться с данным выводом суда нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 2 и 22) установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Из анализа приведенных норм следует, что предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правонарушений - законность актов органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа Администрацией в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило наложение конфигурации земельного участка, испрашиваемого Г.Е.В., на земельный участок, схема расположения которого утверждена постановлением Администрации МО "Воткинский район" от 24 июля 2015 года N 1706-1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" на юго-восток от земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"".
Обращаясь в суд, Г.Е.В. оспаривает данное решение органа местного самоуправления, указывая на отсутствие оснований, предусмотренных ЗК РФ, для отказа в таком согласовании.
Из содержания административного иска усматривается, что требования о возложении обязанности на Администрацию предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность либо в аренду Г.Е.В. не заявлено. Таким образом, отсутствуют сведения, подтверждающие наличие материального спора о праве на земельный участок между Г.Е.В. и другими лицами.
Поскольку правоотношения возникли непосредственно вследствие совершения органом местного самоуправления определенных действий, и носят публичный характер, заявленные Г.Е.В. требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
Суду при рассмотрении заявленных требований следует дать оценку законности принятого Администрацией решения.
В этой связи постановленное судом определение нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
определила:
определение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года отменить. Дело направить в Воткинский районный суд Удмуртской Республики для рассмотрения по существу.
Председательствующий А.В. Полушкин
Судьи: Н.Н. Сентякова
Н.Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.