Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя административного истца - Лукьянцевой Т.А., представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Р. - Т. Е.В., Правительства Удмуртской Республики - Ким С.В., Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") - Малых М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению АПОУ УР "Техникум радиоэлектроники и информационных технологий" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
АПОУ УР "Техникум радиоэлектроники и информационных технологий" (далее по тексту - Общество, административный истец) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес", равной рыночной в размере "данные изъяты"
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 94 036 067,33 рублей, в то время как согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью "Оценка.Консалтинг.Аудит" (далее по тексту -ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит"), рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты"
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства УР - Ким С.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражений не высказал.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Р. Т. Е.В. по заявленным требованиям возражений не высказала.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Малых М.Н. в судебном заседании по заявленным требованиям возражений не высказал.
В судебное заседание представитель Администрация "адрес" не явился.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрация "адрес".
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что АПОУ УР "Техникум радиоэлектроники и информационных технологий" принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес".
Земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение и обслуживание ВПУ N.
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010267:3 составляет 94 036 067,33 рубля.
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности (далее Закон) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абз.1, 3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд установил, что данное требование АПОУ УР "Техникум радиоэлектроники и информационных технологий" соблюдено. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия отказала административному истцу в принятии к рассмотрению их заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости, поступившего в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как пользователя земельного участка Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Закона.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес", составленный независимым оценщиком - ООО "Оценка.Консалтинг.Аудит", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, согласно представленному Обществом положительному экспертному заключению N/С-15 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент", членом которой является оценщик, экспертируемый Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете может быть подтверждена.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на ДД.ММ.ГГГГ, а потому его кадастровая стоимость установлена именно на указанную дату.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке ОКА 180251/ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N/С-15 от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равный "данные изъяты", установленный в Отчёте об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующему.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Верховный Суд РФ разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а КАС РФ - ДД.ММ.ГГГГ, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В настоящий момент постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010267:3 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010267:3, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АПОУ УР "Техникум радиоэлектроники и информационных технологий" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Р., "адрес" равной рыночной в размере "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.