Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя административного истца - Жукова О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Кручининой Л. П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кручинина Л.П. (далее по тексту административный истец) обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", равной рыночной.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельных участков с:
кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" м., отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания здания кафе "Русь", и расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес";
кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий кафе "Позимь", и расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты", в то время как согласно отчетам об оценке ИП Лучихина М.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты", и "данные изъяты" земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
В судебное заседание Кручинина Л.П. не явилась, её представитель в судебном заседании административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представители Правительства УР, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по УР, Администрации "адрес" не явились.
Из письменных пояснений ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" является раннее учтенным участком, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Возражений по заявленным требований заявлено не было.
Управлением Росреестра по УР так же были представлены письменные пояснения по административном иску, из которых следует, что возражений против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Правительства УР, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по УР, Администрации "адрес".
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что Кручининой Л.П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания здания кафе "Русь", и расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес".
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты".
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий кафе "Позимь", и расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" принадлежит так же Кручининой Л.П.
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты"
Из акта определения кадастровой стоимости земельного участка земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" следует, что данный земельный участок является вновь сформированным в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности (далее Закон) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В связи с этим суд приходит к выводу, что на административного истца не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
С настоящим административным исковым заявлением Кручинина Л.П. обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Закона.
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 указанного Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
В обоснование заявленных требований административный истец представила в суд Отчёт об оценке N-ИП/116 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 2478 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", составленный независимым оценщиком - ИП Лучихиным М.А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты"
Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", членом которой является оценщик, экспертируемый Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете может быть подтверждена.
Кроме того, административным истцом в суд представлен отчёт об оценке N-ИП/115 от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 2478 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", составленный независимым оценщиком - ИП Лучихиным М.А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты"
Данный отчет об оценке рыночной стоимости так же подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", членом которой является оценщик, экспертируемый Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете может быть подтверждена.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёты об оценке N-ИП/116 от ДД.ММ.ГГГГ и N-ИП/115 от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которых подтверждены положительными Экспертными заключениями N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащими, допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими достоверность указанных в нём величин рыночной стоимости названных ранее земельных участков.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельных участков участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельных участков непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются обоснованными.
Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующему.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Верховный Суд РФ разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а КАС РФ - ДД.ММ.ГГГГ, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В настоящий момент постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, период действия кадастровой стоимости названных земельных участков, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кручининой Л. П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" равной рыночной в размере "данные изъяты" состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" равной рыночной в размере "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.