Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Бурова А.И.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием: представителя административного истца Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" Сизовой М.А.., представителя административного ответчика - Правительства Удмуртской Республики Кима С.В., представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Первушиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница N Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее в тексте - БУЗ "ДГКБ N МЗ УР") обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты"
"данные изъяты" заявление мотивировано тем, что обладая земельным участком на праве бессрочного пользования, административный истец уплачивает за него земельные платежи в сумме, зависящей от его кадастровой стоимости. Размер последней составляет "данные изъяты". и, по мнению административного истца, является завышенным, поскольку превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 ЗК РФ (л.д.3).
В судебном заседании представитель административного истца Сизова М.А. на удовлетворении требований настаивала.
Представители административных ответчиков Правительства УР Ким С.В. и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Первушина А.В. возражений не высказали. Правильность установления рыночной стоимости земельного участка не оспаривали.
Исследовав письменные материалы административного дела, включая пояснения участников процесса, суд приходит к выводу, что требования заявленные БУЗ "ДГКБ N МЗ УР", подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, БУЗ "ДГКБ N МЗ УР" на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "данные изъяты"
Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абз.1, 3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд установил, что данное требование закона БУЗ УР "ДГКБ N МЗ УР" соблюдено.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как законного владельца земельного участка БУЗ УР "ДГКБ N МЗ УР" обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Имущество Плюс" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Из отчета следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты".
Кроме того, согласно представленному БУЗ УР "ДГКБ N МЗ УР" положительному экспертному заключению N, выполненному НП "Межрегиональный союз оценщиков", Отчёт об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности: Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации N135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; стандартов СРО РОО (ССО-РОО 2010).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно кадастровой справке и пояснениям филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТ" по УР, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд признает представленные по делу БУЗ УР "ДГКП N" МЗ УР Отчет и Заключение, достоверными, допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:030906:25 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца. Таким правом административные ответчики не воспользовались.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
На основании заявления Бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", поданного в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: эксплуатация и обслуживание здания детской поликлиники N, с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес"А, в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты", определённой в соответствии с Отчётом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Имущество Плюс" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.