Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
с участием старшего помощника прокурора УР Демидова Д.С.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Удмуртгазстрой" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" в части,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Удмуртгазстрой" (далее по тексту - ЗАО "Удмуртгазстрой", Общество, административный истец) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" (далее по тексту - Постановление N, оспариваемое постановление).
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты"м., расположенный по адресу УР, "адрес", за что Общество регулярно платит земельный налог в местный бюджет, величина которого зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением N размер кадастровой стоимости земельного участка был увеличен, поэтому возрос размер налога, уплачиваемого за владение земельным участком. Административный истец считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в части, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие их денежных средств.
Административный истец просит суд признать недействующим Постановление N в части пункта 1, которым цифры " "данные изъяты"" заменены на цифры " "данные изъяты"" в пункте "данные изъяты" " "адрес"" приложения N к постановлению Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Представитель ООО "Удмуртгазстрой" Зайнутдинова В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства УР Ким С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителей, полагая их не подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве на административное исковое заявление обосновал необходимость принятия оспариваемого постановления наличием кадастровой ошибки в Отчёте, воспроизведённой в Постановлении N, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия, не требующего соблюдения специально установленной законом процедуры.
Представители У. Р. по УР и Администрации МО " "адрес"" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, но в судебное заседание не явились.
Руководствуясь статьей 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей У. Р. по УР и Администрации МО " "адрес"".
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования ЗАО "Удмуртгазстрой" подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания производственной базы, общая площадь "данные изъяты"., адрес объекта: УР, "адрес".
В соответствии с постановлением Правительства УР N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в собственности у Общества, была установлена в размере "данные изъяты"
Постановлением N внесены изменения в ранее принятое постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, которым кадастровая стоимость данного земельного участка увеличена до "данные изъяты"
Общество указывает на то, что на основании постановления Правительства УР N произведён расчёт налоговых платежей за пользование находящимся у него в собственности земельным участком, что нарушает его права, поскольку данное постановление является незаконным.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части постановления Правительства УР N федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За использование земли, взимается земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов (далее по тексту - Правила N), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил N).
Согласно пункту 8 Правил N в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил N).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от У. Р. по субъекту РФ отчёта, Р. проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Р. направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в У. Р. по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки У. Р. по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель У. Р. по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Р., после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает лишь те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Р. была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Ссылка представителя Правительства УР на невозможность применения по данному делу положений Административного регламента, является несостоятельной и подлежит отклонению, поскольку в вышеизложенной части решения суд анализирует процедуру утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, а не порядок исправления кадастровой ошибки.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены Постановлением N.
Данное постановление Правительства УР прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Постановление N было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики не нашёл нарушений Методических указаний.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии ( Р.), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд признаёт, что Постановление N, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством УР, являющимся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, носит нормативный характер, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от ДД.ММ.ГГГГ N и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается заинтересованными лицами в порядке главы 21 КАС РФ.
В соответствии со ст. 13 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне" и Собрании законодательства Удмуртской Республики. Постановления Правительства Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы путем размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на "Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики" (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Президентом Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом "9" пункта 1 Постановления N в разделе " "адрес"" кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты" изменёна с " "данные изъяты"" на " "данные изъяты"". Действие Постановления N распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд признаёт, что Постановление N в части изменения кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего административному истцу на праве собственности, повлекло увеличение налоговых платежей, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
Из преамбулы Постановления N следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки.
Причём данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия, на который ссылался в судебном заседании представитель Правительства УР.
Согласно пункту 11 Правил N от ДД.ММ.ГГГГ, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения У. Р. по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчёте (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учёта принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчёт кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчёта, содержащего проверенные Р., впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесённые в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передаёт их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-ГЕ применялось на момент принятия оспариваемого постановления, направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, и концептуально соотносилось с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закреплённым в Правилах N.
Вышеуказанное письмо было принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образовывало на момент принятия Постановления N правоприменительную практику. Причём пункт 4 Постановления N о распространении его действия на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, и пояснительная записка к проекту оспариваемого постановления свидетельствуют о применении Правительством УР положений письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-ГЕ.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Причем, не доказано, что при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты новые расчеты значимых факторов стоимости земельного участка.
Доказательств того, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, действительно допущена ошибка, суду Правительством УР не представлено, как и не представлено доказательств того, что новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка производились.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ результаты государственной кадастровой оценки земель населенного пункта, на территории которого находится земельный участок, собственником которого является административный истец.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвердился факт противоречия Постановления N в оспариваемой части требованиям федерального законодательства, то это является основанием для признания данного постановления недействующим в части требований, заявленных ЗАО "Удмуртгазстрой", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N-П от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, оспариваемое заявителем Постановление N к таковым не относится.
Пунктом 4 Постановления N его действие распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, что явилось основанием для начисления земельного налога заявителям за истекший период с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, изменённого оспариваемым постановлением. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда, повлечёт нарушение прав административного истца, т.к. приведёт к уплате земельного налога в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию их денежных средств.
С ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление Правительства УР утратило силу в связи с принятием постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 531. Однако факт применения оспариваемого нормативного акта в отношении административного истца подтверждается налоговыми декларациями по земельному налогу, поэтому производство по делу не подлежит прекращению.
С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Закрытого акционерного общества "Удмуртгазстрой" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" в части пункта 1, которым цифры "11 720 763,92" заменены на цифры "32 272 479,20" в пункте 51245 раздела 9 " "адрес"" приложения N к постановлению Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
судья Верховного суда
Удмуртской Республики О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.