Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Коваленко Т.А.
с участием административного истца - Малыгиной Т.Г.
представителя мэрии города Новосибирска Шитиковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малыгиной Татьяны Григорьевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению Росреестра по Новосибирской области, мэрии города Новосибирска об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Малыгина Т.Г. обратилась в Ленинский районный суд г. Новосибирска с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка. Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2015 года требования Малыгиной Т.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 08 сентября 2015 года решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2015 года отменено и дело передано по подсудности в Новосибирский областной суд.
В своем заявлении Малыгина Т.Г. указала, что является арендатором земельного участка общей площадью 1793 кв. м. с кадастровым номером ххх, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства детского дома семейного типа, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011г. N 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым по состоянию на 17.07.2012г. кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена в размере 11 266 118,27 руб.
Считает, что указанная выше кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права заявителя как плательщика арендных платежей, поставленной в зависимость от кадастровой стоимости объекта (л.д. 3-5 том 1).
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1793 кв. м. с кадастровым номером ххх в размере 3500 000 рублей по состоянию на 01.01.2012 года.
В судебном заседании административный истец уточнила свои требования и просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной определенной на 17.07.2012 года в сумме 3100 000 рублей.
Представитель Правительства Новосибирской области представил письменный отзыв на заявление, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно позиции, изложенной в ранее представленном отзыве, представитель Правительства Новосибирской области указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (л.д. 10-12 том 2).
Представитель мэрии г. Новосибирска Шитикова Н.В. исковые требования признала, о чем подала соответствующее письменное заявление, последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понятны.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, вступившим в силу с 15 сентября 2015г., регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается судом по правилам главы 25 указанного кодекса в порядке производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Выслушав административного истца, представителя мэрии города Новосибирска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно статье 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В судебном заседании установлено и подтверждается договором аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 08 ноября 2012 года, что Малыгина Т.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 1793 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства детского дома семейного типа по "адрес", расположенного по адресу: "адрес" представленного расчета арендной платы следует, что ее размер исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, Малыгина Т.Г. обладает правом обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно кадастровой справке данного земельного участка кадастровая стоимость определена
в размере 11 266118,27 руб
.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в указанном выше случае защита нарушенных прав Малыгиной Т.Г. возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка равной его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Частью 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу Малыгиной Т.Г. проведена его оценка.
Согласно отчету N 93-2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиками ООО "Изыскатель Плюс", рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером ххх по состоянию на 17.07.2012 года составляет 3100000 рублей. (л.д.31-77 т. 2)
В качестве доказательств, подтверждающих соответствие отчета оценщика требованиям законодательства, административный истец представил экспертное заключение N06/2015/Новосибирск от 10.03.2015г. Экспертного Совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (л.д. 78-92 т. 2).
Оценив представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, суд приходит к выводу о том, что данные документы соответствуют требованиям статей 11 и 17 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
При этом суд учитывает признание мэрией города Новосибирска административного иска.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для назначения и проведения по делу судебной экспертизы.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела, с признанием заявленных требованием мэрией города Новосибирска, позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем, требования заявителя по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости не подлежат удовлетворению, поскольку Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации особый порядок по исполнению судебного акта по данной категории дел не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Малыгиной Татьяны Григорьевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1793 кв. м. с кадастровым номером ххх, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские дома и иные детские учреждения, дома ребенка, местоположение: "адрес", равной его рыночной стоимости на 17 июля 2012г. в размере 3100 000 руб.
Дата обращения Малыгиной Татьяны Григорьевны с заявлением в суд 25 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.
Решение вступило в законную силу 8.12.2015г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.