Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Кузьменка А.В., Вегелиной Е.П.,
при секретаре КАС,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 22 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ЛАВ на решение Краснозерского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований ЛАВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" о признании права на досрочную пенсию отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения ЛАВ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЛАВ обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в "адрес" о назначении трудовой пенсии по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ в "адрес", за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого стажа.
С данным решением истец не согласен, по его мнению, он имеет требуемый стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, достаточный для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Просил (с учетом уточнений) обязать ГУ УПФ РФ в "адрес" включить в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время его работы следующие периоды:
-с 11.05.1981г. по 20.06.1983г. ( ДД.ММ.ГГГГ) - период службы в Советской армии;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) - период работы в качестве начальника караула "данные изъяты" ГПС по охране "адрес" ГУ ГО ЧС "адрес";
-с 13.09 по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.07), с 06.09 по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.05), с
по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.02), 14 дней - период нахождения в командировках в целях обучения.
Обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ЛАВ В апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправомерно не включил в специальный стаж период работы с 26.08.2004г. по 04.02.2007г. в качестве начальника караула "данные изъяты" Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "адрес".
Во исполнение Указа Президента РФ по совершенствованию государственного управления в области пожарной безопасности, мероприятия проводимые в 2004 г. по совершенствованию структуры МЧС России были сделаны не корректно, учреждение в спорный период было переименовано в Краснозерский отряд N переименован в "данные изъяты" отряд Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ эта ошибка была устранена и в наименовании учреждения в котором было переименовано с ОГПС-Ю МЧС России по Краснозерскому рай шу "адрес" в ОГПС-Ю МЧС России по "адрес", о чем в трудовой книжке была сделана очередная запись.
Переименование не повлияло на трудовую функцию истца, характер деятельности фактически остался прежним.
Изменение ведомственной подчиненности пожарной части, в спорный период не может служить основанием для отказа в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии.
Полагает, что суд также не правомерно не включил период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы в Советской армии в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как служба в армии сопряжена с особыми условиями службы в целях национальной безопасности страны.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение пенсии предоставлено мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по "адрес" с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно. Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-10) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа.
Согласно указанному решению продолжительность специального стажа истца, зачтенного пенсионным органом, составляет 22 года 06 месяцев 08 дней.
В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, ответчиком не были включены следующие периоды:
-с 11.05.1981г. по 20.06.1983г. ( ДД.ММ.ГГГГ) - период службы в Советской армии;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ) - период работы в качестве начальника караула "данные изъяты" ГПС по охране "адрес" ГУ ГО ЧС "адрес";
-с 13.09 по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.07), с 06.09 по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.05), с 16.02. по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.02), 14 дней - период нахождения в командировках в целях обучения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность всех периодов работы истца, свидетельствует о том, что на момент подачи заявления в Государственное учреждение УПФ РФ в "адрес" стаж последнего, на соответствующих видах работ составил менее 25 лет, то есть ЛАВ не выработал требуемый по закону специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с этим у пенсионного фонда имелись основания для отказа истцу в назначении данной трудовой пенсии по старости.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении оспариваемых периодов работы службы в Советской армии, а также работы в качестве начальника караула "данные изъяты" ГПС по охране "адрес" ГУ ГО ЧС "адрес" в специальный стаж.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 10 отряд являлся структурным подразделением системы ГПС "адрес" и не имел прямого подчинения МЧС России.
Работа ЛАВ в спорный период проходила в противопожарной службе "адрес" (субъекта Российской Федерации).
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС России.
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Г осударственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГПС МВД России) была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России). 1
В состав ГПС МЧС России были включены центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения и предприятия, входящие по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в систему ГПС МВД России (п. 1 Указа). Работники ГПС МВД с ДД.ММ.ГГГГ считаются работающими в ГПС МЧС России (п. 2 Указа).
Из анализа нормативных документов усматривается, что после подписания Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" проводились мероприятия по совершенствованию структуры МЧС России в целях осуществления МЧС России функций по руководству региональными и территориальными органами управления ГПС МЧС России, по организации и осуществлению государственного пожарного надзора, а также по поэтапной передаче функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" N- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу, структурно входящую в МЧС России и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящих в структуру МЧС России.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральная противопожарная служба включает в себя в том числе:
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Таким образом, на федеральную противопожарную службу возлагаются профилактика и тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также в особо важных и режимных организациях.
На Государственную противопожарную службу субъектов РФ, согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ. возлагается организация тушения-пожаров в границах субъекта РФ за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из системного анализа Федерального закона "О пожарной безопасности", Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Положения "О федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что обязанности, выполняемые каждой из названных противопожарных служб, не являются идентичными.
Из анализа статей 5 и 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ следует, что деятельность федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которая обусловлена особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а так же сложности и интенсивности труда в процессе тушения пожаров по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В "адрес" постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации "адрес" (далее - ГУ ГОЧС при администрации "адрес"), согласно которому ГУ ГОЧС при администрации "адрес" осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории области подразделений ГПС, за исключением непосредственно подчиненных МЧС России. Руководство деятельностью Главного управления осуществляет глава администрации "адрес", а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществлению надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России (утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Постановления главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N).
ГУ ГОЧС при администрации "адрес" осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории области подразделений государственной противопожарной службы (далее - ГПС), за исключением непосредственно подчиненных Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ГУ ГОЧС при администрации "адрес" руководство деятельностью ГУ ГОЧС при администрации "адрес" осуществляет глава администрации "адрес", а по вопросам боевой и мобилизационной- готовности, осуществлению надзорных функций, прохождения военной службы - МЧС России.
В соответствии с приказом ГУ ГОЧС при администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Управление Государственной противопожарной службы ГУВД области (далее - УГПС) присоединено к ГУ ГОЧС при администрации "адрес" (в том числе "данные изъяты" отряд).
Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица - УГПС ГУВД "адрес" была внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением губернатора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ГУ ГОЧС при администрации "адрес" преобразовано в ОГУ "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности "адрес"" (далее - Центр).
Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица - ГУ ГОЧС при администрации "адрес" была внесена ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 1. названного Постановления указано, что на Центр возлагаются функции по осуществлению на территории "адрес" деятельности в области пожарной безопасности, в том числе по организации пожаротушения (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях).
В Уставе Центра, утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-СВ закреплено, что учредителем учреждения является администрация "адрес" (п. 1.4 устава Центра).
Учреждение находится в ведомственном подчинении первого заместителя главы администрации "адрес".
В п. 1.11 Устава приведен перечень филиалов (обособленных подразделений) Центра - подразделений противопожарной службы "адрес", в числе которых под N значится "данные изъяты" отряд ГПС по охране "адрес".
Приказом МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N по охране "адрес" ОГПС-Ю МЧС России по "адрес" переобразована в пожарную часть государственного учреждения " "данные изъяты" федеральной противопожарной службы по "адрес" ( "данные изъяты" ГУ " "данные изъяты" ФПС по "адрес""). Запись N от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании имеется и в трудовой книжке истца.
Приказом ГУ МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение государственного учреждения "10 отряд Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес"", согласно которому учредителем ОГПС-Ю является МЧС России.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 10 отряд являлся структурным подразделением системы ГПС "адрес" и не имел прямого подчинения МЧС России.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что работа ЛАВ в спорный период проходила в противопожарной службе "адрес" (субъекта Российской Федерации). В связи с чем, указанный период работы истца не подлежит включению в специальный стаж, дающий право назначение досрочной трудовой пенсии по старости и право на досрочную трудовую пенсию по старости у заявителя не возникло, а спорный период работы, относящийся к противопожарной службе "адрес" не может быть учтен при решении вопроса о назначении досрочной пенсии.
Суд также учел, что законность и соответствие Конституции Российской Федерации положений подпункта 18 пункта 1 статьи 30 (ранее подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"), являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, позиция которого по данному вопросу отражена, в том числе, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N, где указано, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Кроме того, субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов их семей.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов РФ является исключительной прерогативой законодателя, и как правильно указано судом он такими полномочиями не обладает.
Аналогичная позиция высказана Конституционным судом РФ и в Определении N от ДД.ММ.ГГГГ, а также Верховным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-В08-20, и в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года" (утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом изложенного выше оснований для отмены решения суда в указанной части не имеется.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что период с 11.05.1981г. по 20.06.1983г. ( ДД.ММ.ГГГГ) - прохождение истцом службу в Советской армии, не может быть включен в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии досрочно, поскольку служба в армии может быть приравнена к работе, предусмотренной только Списками N или N, утвержденными постановлением Правительства СССР от ДД.ММ.ГГГГ, которые не предусматривают профессию пожарного. Кроме того, служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается к работе, которая предшествовала периоду службы, либо к работе, которая следовала за окончанием службы.
Разрешая требования относительно включения в специальный стаж истца периодов нахождения истца в командировках в целях обучения во время работы в должности начальника караула ПЧ N, суд, руководствуясь ст.ст. 187, 196, 197 ТК РФ, обоснованно пришёл к выводу, что поскольку в период повышения квалификации (нахождения в командировке с целью обучения) работодатель истцу производил начисление среднего заработка, с которого работодатель производил отчисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фон Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж работы, дающей истцу право на досрочную трудовую пенсию по старости. Однако обоснованность иска в этой части не влияет, на возникновение у истца права на пенсию по заявленным основаниям со дня обращения.
Доводы жалобы ЛАВ не служить основанием к отмене постановленного решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЛАВ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.