Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.,
судей Грибанова Ю.Ю., Папушиной Н.Ю.,
при секретаре Близнюк Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 28 января 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Полевской Д.А. на решение Купинского районного суда Новосибирской области от 29 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований администрации Лягушевского сельсовета Купинского района Новосибирской области к Территориальному управлению Росимущества в Новосибирской области о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными доли земельных участков.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Грибанова Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Лягушевского сельсовета Купинского района Новосибирской области обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимуществом в Новосибирской области о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными доли земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что администрацией Лягушенского сельсовета Купинского района Новосибирской области составлены списки лиц, доли которых могли быть признаны невостребованными. Одним из списков был Список земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Список опубликован в районной газете "Маяк Кулунды" N 38 от 16.09.2011 года, размещен на информационных щитах, расположенных на территории Лягушенского сельсовета по адресу: "адрес" N, "адрес", за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. После обнародования вышеуказанного списка администрация Лягушенского сельсовета созвала общее собрание собственников земельных долей земельных участков, в границах которых определяются невостребованные земельные доли для утверждения данного списка. 10.02.2012 г. в N 6 районной газеты "Маяк Кулунды" было опубликовано объявление о проведении 23.03.2012г. общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N. На общем собрании собственников земельных участков протоколом от 10.02.2012г. N 1 список земельных долей собственники которых умерли и отсутствуют наследники не был утвержден, так как кворум отсутствовал, собрание неправомерно решать данные вопросы. В течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, собственники которых умерли и отсутствуют наследники общим собранием собственников земельных долей не было принято решение об утверждении списка, в связи с этим администрация Лягушенского сельсовета утвердила данный список постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N. После утверждения вышеуказанного списка земельных долей собственники которых умерли и отсутствуют наследники протоколом общего собрания собственников земельных долей были признаны невостребованными земельными долями следующие земельные доли земельных участков - с кадастровым номером N, общей площадью 616,8 га, расположенном в границах земель, находящиеся в собственности, владении, пользовании ОАО "Имени Калинина", размером 24,7 га, с указанием свидетельств на право собственности на землю: "данные изъяты"
На основании изложенного истец просил прекратить право собственности на земельные доли земельных участков, признанных невостребованными и признать за муниципальным образованием Лягушенского сельсовета Купинского района Новосибирской области право собственности на указанные земельные доли.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Полевская Д.А.
В апелляционной жалобе изложена просьба решение суда отменить в части признания Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области надлежащим ответчиком. Принять по делу новый судебный акт, которым признать Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области ненадлежащим ответчиком.
В жалобе апеллянт указывает, что при рассмотрении дела суд не принял во внимание ФЗ РФ от 23.07.2013 года N 223 "О внесении изменения в ст. 1151 ч.3 ГК РФ". Также апеллянт указывает, что суду при принятии решения по делу следовало руководствоваться положениями ГК РФ, т.к. в Постановление Пленума ВС РФ N 9 от 29.05.2012 года " О судебной практике по делам о наследовании" не вносились изменения согласно изменениям в ГК РФ, применять его в данной части правовых оснований не имеется.
Кроме того, в жалобе апеллянт ссылается на п.4.1. Положения о Территориальном управлении, утв. приказом от 05.03.2009 года, п.1,2 ст. 1151 ГК РФ, указывает, что в реестре федерального имущества спорные доли не числятся, права на них не зарегистрированы, право притязаний на имущество Территориальное управление не имеет. РФ не принимала данное имущество, т.к. указанный вид имущества не мог перейти в федеральную собственность в установленном законом порядке, соответственно Территориальное управление не может являться надлежащим ответчиком.
Спора о праве в данном случае не имеется, т.к. с учетом действующих норм администрация Лягушенского сельсовета Купинского района НСО является муниципальным органом власти, которому необходимо совершить регистрацию прав на вышеуказанное недвижимое имущество.
Исследовав материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В слу п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Привлечение к участию в деле территориального органа Росимущества не повлекло принятие неправильного судебного решения. Обжалованным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области каких-либо обязанностей возложено не было.
Кроме того, как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Таким образом, по смыслу действующего правового регулирования, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Кроме того, не доказан заявителем жалобы и сам факт возникновения правоотношений по наследованию невостребованных долей после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 223-ФЗ.
Безосновательными являются и доводы жалобы об отсутствии спора о праве, поскольку в силу п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, наделен правом обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Купинского районного суда Новосибирской области от 29 октября 2015 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области Полевской Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.