Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Плужникова Н.П., Крейса В.Р.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе С.З.М. на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 22 октября 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению С.З.М. к ГУ МВД РФ по Новосибирской области о признании незаконным произведенного перерасчета пенсии с исключением 25%-го увеличения к должностному окладу, обязании произвести перерасчет пенсии с выплатой 25-го увеличения к должностному окладу с января 2012 года, которым постановлено исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения С.З.М., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С.З.М. обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по НСО о признании незаконным произведенного перерасчёта пенсии с исключением 25%-го увеличения к должностному окладу, обязании произвести перерасчёт пенсии с выплатой 25-го увеличения к должностному окладу с января 2012 г.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в органах МВД РФ с 14.04.1975 г. по 01.10.1989 г., в том числе, в качестве врача психиатра-нарколога с 26.01.1978 г. по день увольнения. В период работы ей выплачивали 25% к должностному окладу за работу врачом психиатром-наркологом. При расчёте размера пенсии данное увеличение должностного оклада было учтено. 27.01.2006 г. она получила извещение Центра пенсионного обслуживания, о том, что с 01.01.2006 г. пенсия рассчитана без учёта указанной надбавки, так как она была учтена необоснованно.
Посчитав данное решение не правильным, истец обратилась в суд за защитой своих прав. Решением суда Центрального района г.Новосибирска от 31.05.2006 г. в удовлетворении иска истцу было отказано. Кассационным определением Новосибирского областного суда от 20.07.2006 г. решение суда отменено, принято новое решение, которым признано за истцом право на выплату пенсии с учетом повышения должностного оклада за работу во вредных условиях в размере 25% и на ответчика возложена обязанность по возобновлению выплаты пенсии с учётом 25% повышения к окладу по должности.
С 01.01.2012 г. начисление указанного повышения вновь прекратилось, что по мнению истца, противоречит нормативным актам, действовавшим в момент ее работы и при выходе на пенсию.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна С.З.М., просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что 25%-ая надбавка к должностному окладу врача-психиатра не относится к специальным условиям. Ссылаясь на положения Приказа МВД СССР от 19.03.1984 г. N 090, Приказ МВД РФ N 199 от 26.04.1993 г.постановление Правительства РФ от 07.12.1994 г. N 1349, постановление МВД N 135 от 07.06.1995 г., Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1999 г. указывает, что 25%-ая надбавка к должностному окладу является составной частью оклада и учитывается при начислении пенсии.
Указывает на то, что выплата указанной надбавка была возобновлена и выплачивалась вплоть до 01.01.2012 г. на основании кассационного определения Новосибирского областного суда. Указывает, что 25%-ая надбавка в соответствии с приказом МВД N 090 от 19.03.1984 г. является повышением должностного оклада за работу именно в исправительных колониях, специально созданных для отбывания и принудительного лечения осужденных больных хроническим алкоголизмом и наркоманией и распространяется только на врачей психоневрологов и психиатров-наркологов, а не на всех сотрудников внутренних дел.
Апеллянт, ссылаясь на положения п.6 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников внутренних дел РФ", считает недопустимым применение норм ФЗ N 247 от 19.07.2011 г. и указывает на необходимость сохранения размеров ранее назначенных пенсий.
Указывает на неверное применение судом норм ФЗ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и дополняющего его постановление Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г., ст.49, п.14 ФЗ-309 от 08.11.2011 г. к возникшим правоотношениям, что послужило вынесению неправосудного решения.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель ГУ МВД РФ по НСО, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
Из материалов дела следует, и это установлено судом первой инстанции, что С.З.М. является пенсионером МВД РФ с 01.10.1989 г. (л.д.9).
С.З.М. уволена в связи с выходом на пенсию приказом УВД Новосибирской области от 26.09.1989 г. N-л/с с 01.10.1989 г. с должности врача психиатра-нарколога ИТК-18 в звании майора внутренней службы.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 31.05.2006 г. и кассационным определением Новосибирского областного суда от 20.07.2006 г. по иску С.З.М. к ГУВД НСО о перерасчёте пенсии установлено, что С.З.М. имеет право на выплату пенсии с учетом повышения должностного оклада за работу во вредных условиях в размере 25% (л.д. 44-47).
Указанное решение основано на положениях пунктов 105-109 приказа МВД СССР N 090 от 19 марта 1984 г. "Об утверждении Положения о денежном содержании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".
В соответствии с данными судебными постановлениями пенсия С.З.М. начислялась исходя из должностного оклада с учетом его увеличения на 25%, вплоть до 01.01.2012 г.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. "а" статьи 1 Закона РФ N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц.
Оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что перерасчет пенсии истца, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, не повлек за собой снижение уровня ее пенсионного обеспечения.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию несогласия с выводами суда, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных обстоятельств по делу, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
В силу статьи 43 Закона РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет. В отличие от должностного оклада, оклад по занимаемой штатной должности не включает в себя действующие повышения и увеличения, которые не могут учитываться при исчислении размера пенсии.
Вместе с тем, как правильно указано в оспариваемом решении, в настоящее время в связи с производимой реформой произведен перерасчет пенсий пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел.
Федеральным законом от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 43 были внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01 2012 г. в размере 54% и, начиная с 01.01.2013 г., ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
В соответствии с п. 8 ст. 12 ФЗ N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 г. в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 01.01.2012 г. в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ФЗ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При пересмотре указанных в п. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 г.
Согласно п. 9 ст. 12 этого же закона, при пересмотре указанных в п. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статье 2 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, с 01.01.2012 г. всем лицам, проходившим службу в органах внутренних дел и уволенным до 01.01.2012 г., производится перерасчет пенсии в соответствии с новым законодательством и по новым окладам.
При введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 01.01.2012 г. уровня их пенсионного обеспечения.
В частности, п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий при пересмотре пенсий с применением окладов месячного денежного содержания, определенных данным постановлением.
Во исполнение ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ФЗ от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" определены с 01.01.2013 г. размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы, согласно Приложению.
В п. 3 данного Постановления закреплено, что с 01.01.2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
21.10.2011 г. в ГУ МВД России по Новосибирской области поступила телетайпограмма МВД России от N о неприменении при перерасчете с 01.01.2012 г. повышений за особые условия службы к должностному окладу бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы и о дополнительном оповещении о дальнейшем порядке выплаты должностных окладов с соответствующим увеличением (повышением).
Согласно расчётов пенсии истца, имеющихся в материалах дела, пенсия С.З.М. до реформирования составляла "данные изъяты"., а с 01.01.2012 г. составила "данные изъяты". (л.д.135,137).
Принимая во внимание, что необходимость учета повышенного на 25% должностного оклада для расчета пенсии, исходя из занимаемой истцом должности, нормативно-правовыми документами не предусмотрена, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для установления истцу такой надбавки и перерасчета пенсии, являются правильными.
В связи с изложенным, доводы апеллянта, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными и отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда, и не могут явиться основанием для отмены решения.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установилобстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определилматериальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и правильно его применил.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 22 октября 2015 года в пределах доводов апелляционной жалобы С.З.М. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.