Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Коваленко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Дайва" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
установил:
ООО "Дайва" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 5 778 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания промплощадки, по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: "адрес" в размере рыночной.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым, по состоянию на 1 января 2010 года, кадастровая стоимость земельных участков, которая внесена в сведения государственного кадастра недвижимости, определена в размере "данные изъяты" рублей.
Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, заявители полагают необходимым установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере рыночной.
Представитель мэрии города Новосибирска в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Управления Росреестра по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явились, были извещен надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N от 2 декабря 2013 года, приобрел в собственность земельный участок общей площадью 5 778 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания промплощадки, по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: "адрес"
Согласно кадастровой справке земельного участка с кадастровым номером N ( "данные изъяты") сведения об этом земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 27 февраля 2006 года, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2010 года определена в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
ООО "Дайва" является собственником указанного земельного участка, и в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, поэтому определением кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагиваются его права и обязанности.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
23 июля 2015 года ООО "Дайва" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости земельного участка с кадастровым номером N ( "данные изъяты").
Согласно уведомлению Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 24 июля 2015 года, заявление ООО "Дайва" было возвращено заявителю, с указанием о необходимости разрешения дела в судебном порядке ( "данные изъяты").
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Частью 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу ООО "Дайва" проведена его оценка.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (часть 1 статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно отчету N от 28 сентября 2015 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленному оценщиком ООО " Сок" С.И.П.., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость земельного участка площадью 5 778 кв.м, с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей.
Из представленного отчета усматривается, что при проведении рыночной стоимости спорного земельного участка специалистом использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточная выборка земельных участков - аналогов и с учетом их характеристик, за счет использования поправок, определена рыночная стоимость участков административного истца. При этом исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
ООО "Дайва" в обоснование заявленных требований представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков " Эс" ( "данные изъяты").
Статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентировано, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности (статья 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1)" разработаны федеральные стандарты оценки с учетом международных стандартов оценки и определяются общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Аналогичное понятие содержится в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298.
По существу установление рыночной оценки, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости, направлено, на уточнение массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно представленным положительным заключениям, Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка ООО "Дайва" установленная в представленном суду Отчете об оценке, учитывает индивидуальные характеристики этих объектов и является достоверной. Доказательств, опровергающих изложенные в вышеуказанных отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого ООО "Дайва" земельного участка его рыночной стоимости. В связи с чем, требования ООО "Дайва" об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной на основании представленного отчета ООО " Сок" по состоянию на 1 января 2010 года в размере "данные изъяты" рублей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Дайва" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 778 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания промплощадки, по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: "адрес" в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 1 января 2010 года.яв
Дата обращения ООО "Дайва" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области - 23 июля 2015 года.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, возвратить ООО "Дайва" излишне уплаченную по платежному поручению N от 6 ноября 2014 года государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Решение суда вступило в законную силу 22.01.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.